8 декабря состоялось совещание мэра Новосибирска Владимира Городецкого с главами районных администраций. В ряду текущих хозяйственных вопросов обсуждалась и неординарная проблема, связанная с качеством бутылированной воды.
Через два дня после совещания компания «Сибирский источник» официально признала соседство скважины с кладбищем, и постаралась ответить на вопросы о безопасности воды Family.
Владимир Городецкий заострил внимание подчиненных на теме, которая уже получила большой резонанс в новосибирских и федеральных СМИ.
Напомним: на прошлой неделе взаимные рекламные атаки производителей воды привели к тому, что в центре внимания журналистов, общественных организаций и экспертов оказалась проблема безопасности здоровья потребителей.
Выяснилось, что недавняя серия уличных рекламных щитов с вопросом «Добываете „натуральную“ воду в 200 метрах от кладбища?» нашла адресата — компания «Сибирский источник» опубликовала официальные рекламные материалы, где фактически признала близость своей скважины и кладбища села Егорьевское (Маслянинский район). В публикациях компания дала понять, что соседство с захоронениями допускается СанПиНами, и, что количество нитратов в воде не превышает норму.
Так уж совпало, что опасения по поводу нитратов, нитритов и грунтовых вод из-под захоронений, наложились на еще один важный «водный вопрос». В обладминистрации состоялось заседание совета Верхнеобского бассейнового округа с очень внушительным составом участников. Результат мероприятия, прошедшего 10 декабря, оказался неутешительным — власти признали, что в большинстве регионов Сибири (в том числе, и в Новосибирской области) существуют проблемы с очисткой воды. Первый вице-губернатор Василий Юрченко, который был председателем заседания, отметил, что водные объекты представляют особую ценность, но порядок охраны и условия их использования не всегда соблюдаются. «В большинстве регионов есть проблемы с технологией очистки воды, и наша главная задача — добиться четкого соблюдения законодательства в этой сфере», — подчеркнул Юрченко.
После совещания в обладминистрации, и резких высказываний мэра по сомнительной воде стало ясно, что заочный маркетинговый спор производителей вышел в совершенно иную плоскость. Месяц назад рассуждали о тонких предпочтениях (более природная или глубже очищенная?), теперь же обсуждают возможную угрозу здоровью. Изменения радикальные — как разница спора о пользе устриц и проглоченного железного гвоздя. Сегодня производителю «натуральной природной воды» приходится отвечать на неприятные вопросы, например: можно ли гарантировать, что вместе с нитратами с поверхности земли в скважину не попадут вещества, в обиходе известные как «трупный яд»?
Наличие нитратов в своей воде Family признает: в официальных документах указано, что в составе нитраты присутствуют, и показатель близок к предельно допустимой норме. «Сибирский источник» противопоставляет свою природную воду, добытую из недр предгорьев Салаирского кряжа, воде конкурентов, которую берут из скважин и подвергают глубокой очистке системой обратного осмоса. И вот тут возникает вопрос: откуда в первозданной натуральной воде берутся нитраты, которые являются продуктом небезопасных сельхозтехнологий? Значит ли это, что подземная линза, из которой добывается природная натуральная вода Family, не так уж герметична? И если ее герметичность не доказана, значит ли это, что в этой воде может существовать угроза посерьезнее нитратов?
В ответ на эти вопросы компания сообщает, что скважина «оборудована тройной колонной обсадных труб» и «затрубное пространство всех трех колонн зацементировано». Специалисты поясняют: большое значение имеет глубина скважины, технология ее бурения, а также обсадка трубы, по которой идет вода. Если труба зацементирована качественно, то риск попадания патогенных бактерий невелик.
Тем не менее, бурить такие скважины вблизи кладбищ не рекомендуется: во время весеннего паводка или обильных дождей не исключены непредвиденные ситуации. Такая информация со ссылкой на специалистов по изысканиям и бурению глубоких скважин Сибирского филиала «Березовгеология» публиковалась в местных СМИ.
Примечательно, что реакцию «Сибирского источника» пришлось ждать более недели. В статье, появившейся 11 декабря в одной из местных газет, компания признает наличие кладбища по соседству со своей скважиной. Об особенностях этой скважины в статье рассказывает эксперт из Новосибирской геолого-поисковой экспедиции — организации, которая, собственно, и занималась бурением в селе Егорьевское.
Если подытожить высказывания специалиста, то получается, что скважина бурилась с целью геологической разведки, и лишь спустя несколько лет ее приспособили под задачи производства бутилированной воды. Странно тогда, что с момента появления бренда Family до момента обнародования детальной информации про идеальное состояние скважины, про СанПиНы, нитраты и кладбище прошло больше года.