Раскрыт секрет человеческой интуиции

Шведскому исследователю из университета города Линчепинг в центральной Швеции удалось объяснить, почему люди часто способны действовать, не задумываясь.

Шведскому исследователю из университета города Линчепинг в центральной Швеции удалось объяснить, почему люди часто способны действовать, не задумываясь.

Целью докторской диссертации Ларса-Эрика Бьерклунда стал поиск нейробиологических доказательств интуиции.

Давно известно, что, например, медсестры, проработавшие в больнице долгие годы, сразу лучше “чувствуют” пациента, замечая малейшие детали его состояния и принимая некоторые решения лишь на основе своего практического опыта. Об этом говорят результаты ряда исследований, проведенных в 80-е и 90-е гг. Выводы о том, что “только опыт создает настоящего мастера”, были сделаны еще древними индусами, но научного объяснения интуиции пока не существовало.

Бьерклунд показал, что решение загадки возникновения этого понятия находится в существовании у человека двух систем получения и анализа сенсорных впечатлений — сознательной и подсознательной.

В подсознательной системе у каждого человека есть набор картин, образов и сенсорных сигналов, которые он использует, чтобы на их основе проводить сравнительный анализ новой и уже существующей в мозге информации. Мы храним образы и память прежнего опыта, что помогает нам предсказывать новые ситуации, с которыми мы сталкиваемся в жизни.

“Это могут быть запахи, жесты, набор впечатлений, дающие нам особую подсказку, которую мы называем интуицией”, — считает Бьерклунд.

Далеко не все подобные впечатления откладываются в нашей памяти. Чтобы стимулировать работу этого “банка данных” и занести в него новые сведения, подсознательные сенсорные впечатления, необходима заинтересованность, специальный настрой на запоминание.

“Мы никогда не сможем приобрести эти знания и навыки, которые нам нужны в профессиональной деятельности, просто читая книги. Практический опыт неоценим. Нам необходимо видеть, нюхать, слышать, осязать, пробовать на вкус. Такой сбор данных нельзя заменить теоретическими занятиями”, — говорит Бьерклунд.

1nsk