Нет в секторе Газа занятия более доходного, чем контрабанда ширпотреба — продуктов питания, одежды, бензина и лекарств, которые палестинцы везут по подземным туннелям с немалой прибылью, но и огромным риском.
Пятнадцатикилометровая граница с Египтом, как голландский сыр — вся в дырках. Сверху глухой забор и бездействующий переход под охраной сотен египетских полицейских. Зато в 20 метрах под землей, там, где кончается слой глины, поддерживающий сыпучие тонны песка, ветвятся 300 тайных ходов, связывая обе стороны границы. И никакой таможни.
Зародившись три года назад, после ухода из сектора Газа израильтян, подземный бизнес приобрел свой нынешний размах благодаря прошлогоднему исламистскому перевороту. 14 июня 2007 года вооруженные формирования ХАМАС вытеснили сторонников палестинского лидера Махмуда Аббаса из сектора Газа, фактически отделив его от Западного берега реки Иордан.
На приход к власти в секторе Газа движения ХАМАС Израиль и Египет ответили пограничной блокадой и экономическими санкциями, посадившими полуторамиллионный анклав на голодный паек. Тогда подземные коммуникации стали настоящей «дорогой жизни», бесперебойно снабжающей Газу разнообразным дефицитом — от халвы до мотоциклов.
Выполняя важную социальную функцию, даже рядовые контрабандисты не остаются внакладе, зарабатывая за месяц вдвое больше, чем их земляки за целый год. За провоз под землей каждой коробки палестинские коммерсанты платят владельцам туннелей по 300-350 долларов, негабаритный груз идет по двойному тарифу.
При этом содержимое коробок, мешков и баулов на «транспортный налог» никак не влияет. Контрабандисты отказываются иметь дело только с оружием и наркотиками, опасаясь репрессий со стороны исламистских властей, в остальном не препятствующих подземным промыслам.
Тахер в свои 22 года возглавляет бригаду землекопов — молодых ребят из приграничного палестинского города Рафаха, которые проводят в темноте, духоте и тесноте подземелий по 14 часов в день. Они роют, расширяют, обустраивают и ремонтируют туннели за баснословные для нищей Газы деньги — 1,5-2 тысячи долларов в месяц.
«Когда-то молодежь тут шла работать на стройки, заводы и фабрики. Сегодня от строек и заводов ничего не осталось, и мы вынуждены зарываться под землю. Конечно, тяжело и опасно, но разве у нас есть выбор?» — говорит Тахер, который в этом бизнесе уже два года.
При безработице, зашкаливающей за 60%, и среднедушевом ВВП на уровне 1,2 тысячи долларов в год выбор у молодых газовчан действительно небогат.
«Нам вполне прилично платят. По 100 долларов за каждый метр, выкопанный под землей, еще по 100 за обшивку туннеля деревом, и по 150 за работу в самом конце норы, где опаснее и тяжелее всего», — озвучивает прейскурант собеседник агентства, на своем веку построивший не один десяток туннелей.
Простейший лаз длиной 350-400 метров с базовым оборудованием обходится заказчику в пределах 100 тысяч долларов. Коридор «повышенной комфортности», обшитый досками, с вентиляционными шахтами, электрическим освещением и лебедками, с несколькими выходами на поверхность, будет стоить минимум в пять раз дороже, но прослужит дольше и сбережет немало человеческих жизней.
Под землей гибнут часто. Только с начала месяца контрабандисты потеряли в двух обвалившихся туннелях не менее восьми человек. В произошедшем они винят египетских пограничников, который, как утверждают палестинцы, используют воду, газ и взрывчатку для борьбы с подземными коммуникациями.