В обозримом будущем с территории ВВЦ (бывшего ВДНХ), сообщает «Независимая газета», могут навсегда исчезнуть самолеты Ту-154 и Як-42, более 30 лет назад занявшие свое место у павильона «Космос»: ничто не вечно, и эти символы былого величия нашей авиации скоро окончательно обветшают и отправятся в последний путь на свалку металлолома.
Закономерный процесс, но есть два обстоятельства, мешающие относиться к этому явлению по-философски, подчеркивает газета. Во-первых, эти самолеты такие же символы и памятники эпохи, как утраченная ныне скульптура Веры Мухиной «Рабочий и колхозница». А во-вторых, на сегодняшний день это единственное в Москве место, где можно не только увидеть настоящий самолет, но и посидеть в кабине пилота, прикоснувшись ко всем элементам управления. Для какого-то мальчишки это может стать отправной точкой в выборе увлечения, а может, и дела всей его жизни.
Слухи о том, что администрация ВВЦ намерена порезать на металлолом визитную карточку советского авиапрома, появились давно, но общественная реакция на них обозначилась лишь в конце минувшего года. На интернет-форумах появились призывы любителей авиации воспрепятствовать уничтожению экспонатов, были даже акции в защиту самолетов. Тогда же разгорелась дискуссия по вопросу, быть или не быть им на главной выставке страны. Одни стоят на том, что ВВЦ — это не музей, а выставка, где устаревшие экспонаты должны заменяться новыми. Другие считают, что коль особых достижений у российского авиапрома пока нет, нет и нужды убирать старые экспонаты. Третьи полагают, что демонтаж самолетов — это банальная расчистка места «под очередную шашлычную».
«Упомянутые самолеты ни к демонтажу, ни к чему-либо подобному никто не готовит, — заявила изданию сотрудник пресс-службы ВВЦ Мария Кроль. — Это всего лишь слухи, не имеющие под собой никаких оснований». Вскоре, однако, выяснилось, что позиция руководства ВВЦ никак не влияет на печальную участь самолетов. Приговор им вынесли само время и физический износ основных деталей конструкции. Это подтверждают даже те, кто меньше всего заинтересован в их разделке — генеральный директор ООО «Патриотическое воспитание молодежи» Виктор Катайцев, который арендует самолет Ту-154, и его 81-летний помощник Иван Фартушин.
В 90-е Ту-154 взяла в аренду коммерческая фирма и превратила экспонат в магазин, торговавший всякой всячиной — от обуви до бюстгальтеров. Еще больше не повезло Як-42, попавшему в аренду некой индийской фирме — там для своих сотрудников устроили столовую с буфетом, сообщил Фартушин.
Арендаторы у самолетов менялись, все хотели извлечь выгоду, но никто не желал потратиться, для того чтобы продлить экспонатам жизнь. У Як-42 со временем сгнили трапы, их убрали, самолет окончательно закрыли, доступа посетителей в машину нет до сих пор.
Судьба Ту-154 изменилась шесть лет назад, когда его арендатором стал бывший сотрудник испытательного управления Чкаловского аэродрома Виктор Катайцев. Он вернул жизнь самолета в колею, предписанную экспонату: дверь лайнера вновь открылась для посетителей. Это единственное место в Москве, где посетителю позволено не просто заглянуть в кабину экипажа, но и сидеть в кресле пилота, крутить штурвал, дергать любые рычаги, нажимать любые кнопки.
Ниточка, на которой держится судьба экспоната Ту-154, — это энтузиазм двух человек — Катайцева и Фартушина. Несмотря на популярность экспоната, у их предприятия две ахиллесовы пяты — сезонность и малая пропускная способность.
Если главная выставка страны останется без авиалайнеров, Москва лишится последних атрибутов столицы авиационной державы.
Летчик-испытатель Магомед Толбоев возлагает надежду на то, что самолетам Ту-154 и Як-42 с ВВЦ не даст пропасть мэр столицы — сейчас он собирает экспонаты для Национального музея авиации и космонавтики, который будет открыт в Москве на Ходынском поле. По его мнению, там они могут пригодиться.
Но оптимизм Героя России по поводу нового московского музея разделяют далеко не все.
Как считает Юрий Засыпкин из ОКБ А.С.Яковлева, столь габаритной авиационной технике на Ходынке не достанется места, тем более что музейный проект сопряжен с коммерческим, там каждый квадратный метр будет золотым.