Штат Новый Южный Уэльс легализовал культивацию конопли в промышленных целях — одним из последних в Австралии. Среди тех, кто с восторгом воспринял это решение, была Клара Мароссеки (Klara Marosszeky). Теперь ей не придется возить сырье для своего производства через всю страну.
Клара производит конопляный бетон (костробетон, или hemcrete). Костру (одревесневшую часть стебля) смешивают с вяжущим веществом на основе извести, добавляют воды и немного песка и начинается химическая реакция сродни окаменению. Волокно превращается в минерал и скрепляет материал, как цемент, после чего из него можно формировать прочные строительные блоки. Они огнеупорны, легки, не нравятся насекомым, и тем не менее «дышат» — пропускают влажные испарения.
Строго говоря, технология не нова. Несколько лет назад к ней обратились в Ирландии, А в Ирландию она пришла из Франции, где многие на вид каменные строения возведены именно из таких блоков, в том числе мосты, стоящие сотню и более лет. А буквально в этом месяце компания AMT из США объявила, что стала эксклюзивным диструбьютером конопляного бетона в Северной Америке.
Что до Клары Мароссеки, то она разрабатывает австралийский вариант техпроцесса совместно с Университетом Нового Южного Уэльса еще с 2003 года. «Мы разработали материал для строительных блоков, напыляемых стен, панелей и заполнителя, — рассказывает Клара. — конопли для строительства одного дома можно вырастить на одном гектаре за четыре месяца». В своем исследовании она уделила внимание и «коммерческой конкурентоспособности» продукта, «поскольку я поняла, что нет смысла в долговечном продукте, если за дом из него придется выложить целое состояние».
Когда здание спустя годы отслужит свое, материалом можно удобрять огород или выстроить из него новую стену.
Помимо строительных блоков, конопля идет на изоляцию, растительное масло, строительные тюки и многое-многое другое.