Чьё лицо хранит яйцо?

На окраине Новосибирского зоопарка, где расположены хлев и курятник, разместился теперь и инкубатор… для страусиного яйца, которое на днях снесла местная страусиха, — первый приплод «австралийцев» в нашем зверинце.

Страусы появились в зоопарке всего пару лет назад. Их сдал на ПМЖ один предприниматель, который очень хотел обзавестись страусиной фермой. Но, увы, одного желания оказалось недостаточно, и четырнадцать страусов стали гибнуть. Одни от несварения желудка, поскольку эти птицы могут заглотать что угодно — от деревянных полешек до шурупов; другие — от переломов ног и шей. И когда у незадачливого фермера осталось всего пять птиц и ждать серьезных дивидендов больше не приходилось, он передал оставшихся в живых в хорошие руки.

Зоопарковские служащие сначала определили их в конюшню, а со временем специально выстроили вольер с теплым домом и просторной площадкой для выгула. И все вроде было хорошо: и страусы обвыклись, и сотрудники приспособились к их резвому норову, и меню им правильное расписали. Но спустя несколько месяцев двух птиц

зоопарк лишился. По-видимому, сказались приобретенные ранее болячки. Птицы погибли, так и не дав сотрудникам зоопарка шанса определить, кто из них был самкой, а кто самцом. Сделать это можно только тогда, когда птицы взрослеют и окрашиваются согласно своей половой принадлежности. С оставшейся троицей проще: она подросла, и стало ясно — в пернатом семействе только один мужчина. Зато какой!

— Как только он вступил в «пору цветения», то сразу же приударил за самками, — рассказывает ветврач зоопарка Светлана Верхоланцева. — Но в итоге только одна стала его дамой сердца. Нужно видеть, как он ее оберегает, ухаживает, целует. Вот и результат — яйцо. Правда, пока не известно, вылупится из него малыш или нет.

Ожидание продлится месяц. Именно столько будут «высиживать» яйцо местные зоологи в специальном ящике, оборудованном теплыми лампами. По-хорошему бы, конечно, посадить на него маму, но отдельной комнаты у нее нет. А соперница в порыве ревности вполне может сделать пакость и проткнуть нежную скорлупу. Да и посетители, которые нынче видят страусов и в зимнее время (птиц переселили в новый павильон, за стеклом), частенько пугают пернатых, постукивая по стеклянной ограде.

Может, и курицы бы яйцо высидели — как-никак, их в здешнем хозяйстве целый выводок, — но отнеслись они к «чужому» с неприязнью и даже с ужасом. Стоило лишь зоологам показать им «новорожденного», как они закудахтали, забегали и в миг взлетели на насест. Страусиный великан явно не пришелся к куриному двору. А вот на вкус, говорят, «австралийский» желток вроде привычного нам куриного. Разве что немного сластит.

Но это страусиное яйцо, даже если из него ничего не выродится, есть никто, конечно, не собирается. После месячного высиживания в нем ничего белково-яичного не останется. Но зоологи надеются, что этот «младенец» не последний. Вполне вероятно, что самка снесет еще одного.

— Страусы, в отличие от куриц, несутся не сразу, а постепенно, — объясняет Светлана Николаевна. — То есть она может снести еще одно яйцо, к примеру, через неделю. Поживем — увидим.

А пока яйцо ждет своего часа, зоопарковские сотрудники готовятся к родильному сезону топтыг. Есть подозрение, что бурая медведица Валя опять беременна. Завалилась в спячку вместе со своим «крепким орешком» Лешей еще с месяц назад и храпит, как буйвол. Если подозрение подтвердится, то медвежата у нее появятся в конце января — начале февраля. Что касается другого зоосадовского зверья, то у них «беременные признаки» покажутся лишь в начале весны, когда наступит сезон любви. Хотя нынешняя погодная неразбериха может сдвинуть время, тем более что в новом павильоне, куда переселили почти всех теплолюбивых животных, весна стоит круглый год.

То зверье, кому места в новом доме не досталось, пока живет в деревянных домах на улице. И чтобы в избушках было тепло, зоотехники утепляют их сеном и присыпают снегом.

1nsk