Прибытие смерти

Белорусские правоохранители отчитались об очередном успехе в расследовании теракта в минской подземке.

Белорусские правоохранители отчитались об очередном успехе в расследовании теракта в минской подземке. На специально созванной пресс-конференции объявлено, что задержанных уже не двое, а пятеро, что все они белорусы без судимостей и все моложе 30 лет.

Сегодня же следствие наконец продемонстрировало много раз упоминавшуюся видеозапись, на которой запечатлено, как предполагаемый взрывник проносит бомбу на станцию «Октябрьская», отходит на безопасное расстояние и нажимает кнопку.

Корреспондент НТВ Георгий Гривенный передает из Минска:

11 апреля, 17:43 по минскому времени. Из поезда на платформе станции «Купаловская» выходит мужчина с большой сумкой в руках. В ней — бомба, которая через несколько минут убьет 12 и ранит около 200 человек. Четыре минуты на единственный в минском метро пересадочный переход — и вот он уже на соседней «Октябрьской».

Час пик, станция переполнена. Он выжидает за колонной. В 17:50 он походит к скамейке и оставляет там свою смертельную посылку. Потом поднимается по лестнице — уже с пустыми руками. Кадр за минуту до взрыва — он стоит в сторонке, ожидая прибытия поезда, чтобы нажать кнопку радиосигнала.

Точка взрыва. Здесь стояла скамейка. Под или около нее террорист и поставил ту самую сумку, что можно видеть на фотографиях. Сейчас на этом месте только свежие заплатки из гранита на полу. Все происходило так: поезд подъезжает, люди выходят — взрыв.

Бомбу, как теперь заявляет прокуратура, собирали не в Минске. Точное место найдено. Там же нашли запчасти к взрывному механизму. Следователи утверждают, что собирал бомбу тот же, кто ее и привез на станцию. Но кто он? Сведения скупы: мужчина, 25 лет, предположительно, уроженец Витебска. Прокуратура заявляет: он причастен ко всем громким белорусским взрывам.

Андрей Швед, заместитель генерального прокурора Белоруссии: «Взрывные устройства, которые были приведены в действия в 2005 году в Витебске. А также взрывные устройства, одно из которых было взорвано 3 июля 2008 года, а второе, которое было не взорвано, а осталось на месте преступления. А также то взрывное устройство, которое было приведено в действие 11 апреля 2011 года, — все они изготовлены одним лицом».

Но в 2005-м и в 2008-м году взрывы квалифицировали как «хулиганство». Слово «терроризм» белорусские силовики впервые произнесли только теперь. Но если все время взрывал один и тот же человек, значит уже давно и методично борется с властью. Но на вопрос о его причастности к неким радикальным группировкам ответа не следует. Только глава КГБ обмолвился: три года назад искали «суперпрофессионалов».

Вадим Зайцев, председатель КГБ Белоруссии: «Есть, оказывается, не суперпрофессионалы, но люди, способные изготовить и такие устройства».

О том, как из трех версий — дестабилизация, месть радикалов и действия сумасшедшего — сегодня рассматривается как основная, прокуратура тоже молчит. Догадываться приходиться лишь, «слушая между строк» официальные речи.

Александр Лукашенко, президент Республики Беларусь (13 апреля 2011 года): «Если бы мы не пошевелились полгода назад, нам бы это преступление было очень сложно раскрыть. Но благодаря технике, благодаря мозгам, разуму, уму в наших правоохранительных органах, мы раскрыли это преступление. Вы знаете, о чем я говорю».

Примерно полгода назад белорусские спецслужбы произвели аресты членов молодежных организаций анархистов, которых заподозрили в том, что они закидали «коктейлем Молотова» российское посольство. Но необходимо заметить, что никаких официальных заявлений о личных качествах, политических взглядах и психическом состоянии «бомбиста» пока не сделано.

Известно, что задержанных уже пятеро, среди них, по данным прокуратуры, есть тот самый исполнитель с фотографий. Кто заказчик и есть ли он вообще — следующий вопрос для белорусских спецслужб. 

1nsk