В Республику Коми, где накануне совершил аварийную посадку самолет Ту-154, прибыла комиссия Следственного комитета. Эксперты выясняют обстоятельства и детали этого аварийного по сути и блестящего по исполнению приземления.
Несмотря на то, что лайнер совершил жесткую посадку буквально в лесу, никто из пассажиров и членов экипажа даже не ранен. Сегодня пассажиры этого рейса уже в Москве, а вот пилоты пока остаются в Ухте, и до выяснения обстоятельств аварии они не могу общаться с прессой. Однако некоторые новые детали этого происшествия и кое-что о героическом экипаже все же удалось узнать.
Корреспондент НТВ Владимир Кобяков продолжит:
Командира аварийного Ту-154 Евгения Новосёлова все еще не отпускают из тайги. Он и штурман Сергей Талалаев вернулись на место приземления. Еще с двумя членами экипажа Андреем Ламановым и Рафиком Каримовым они помогают экспертам выяснять причины аварии. Каждый из летчиков уже дозвонился домой.
Ирина Талалаева, супруга Сергей Талалаева, штурмана экипажа Ту-154: «Звонок ночью был, чувствовали себя удовлетворительно. Держатся. Мужчины есть мужчины — достойные гордости, уважения. Они же сейчас работают, и ведется расследование. Мы уже 31 год вместе. Конечно, что-то бывало, но такое глобальное, как сейчас, мне кажется, впервые».
На заброшенном аэродроме под Ижмой последний раз самолеты садились лет 10 назад. И то это были небольшие Як-40 и Ан-24. Посадку лайнера в этой тайге местные жители называют чудом. 1300-метровой полосы не хватило для торможения. Но, срубая ветки, экипаж все-таки остановил «тушку» так, что ни один пассажир не пострадал.
Олег Варнавский, командир мирнинского авиаотряда авиакомпании «Алроса»: «Это не чудо, а то, что экипаж был подготовлен, и он сумел подобрать ту площадку. Здесь у нас был этот небольшой аэродром. Самолет стоит на шасси — не перевернулся, не загорелся, и так далее. И поэтому это не чудо, а просто подготовка экипажа».
В архивах Санкт-Петербургской академии гражданской авиации, где учился командир экипажа Евгений Новосёлов, уже нашли его личное дело, готовят для местного музея, ведь такая посадка — уже событие для всего летного мира.
Борис Бузникин, проректор Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации по кадрам и социальному развитию: «Вот то, что ребята совершили героический поступок, это естественное продолжение того, как командир серьезно относился к учебе».
Несколько пассажиров Ту-154 и сотрудники «Росавиации» уже предложили представить экипаж к наградам, однако, если это и произойдет, то не раньше, чем закончится расследование аварии.
Магомед Толбоев, летчик-испытатель, герой России: «Это редкий случай, что ребята нашли этот аэродром брошенный. Это же даже вертодром! Великолепное поведение экипажа во главе с командиром экипажа. Я просто могу сказать: настоящие русские мужики. За этим может последовать только награждение от имени государства».
Этот самолет 90-го года выпуска налетал 27 тысяч часов. А разрешенный предел — почти в два раза больше. Последний раз лайнер прошел техобслуживание в июле этого года, и пока технические специалисты авиапредприятий не понимают, почему мог произойти сбой электропитания.
Самолет летел из Якутии в Москву, и на высоте у него отказали электроприборы, пропала связь с землей, перестали работать системы навигации. Тогда экипаж и принял решение приземляться на заброшенную полосу в тайге. Теперь таежное приземление Ту-154 может войти в список самых известных счастливых посадок.
Чаще других вспоминают, например, приземление в 83-м году «Боинга» на канадский военный аэродром «Гимле». Тогда у пассажирского лайнера закончилось топливо, и перестали работать двигатели, но экипаж сумел посадить самолет. В 2009 году аэробус А-320 столкнулся со стаей птиц, и пилоты приводнились на Гудзон. В отечественной авиаистории это инцидент 2002 года, когда рейс Франкфурт — Новосибирск с неработающими двигателями сел на запасном аэродроме в Омске, а в 63-м Ту-124 с пассажирами приводнился прямо на Неву. Тогда командира экипажа сначала уволили, а потом наградили орденом «Красной Звезды».
В авиакомпании «Алроса» признают: приземление в тайге летчики выполнили так ювелирно, что лайнер, возможно, снова вернется в строй. Если же комиссия признает, что самолет лучше уже не эксплуатировать, то его все равно вывезут из тайги, и, возможно, он станет памятником счастливой таежной посадке.