19 ноября около 22:45 в московском храме св. апостола Фомы на Кантемировской неизвестным в маске был убит священник Даниил Сысоев. Убийца произвел четыре выстрела, как минимум, два из них (в голову и шею) были направлены на о. Даниила. От полученных ранений священник скончался в машине «скорой помощи».
Сразу после получения известия о смерти о. Даниила следственными органами, а также представителями основных российских конфессий и СМИ были высказаны предположения о том, кому была выгодна смерть столичного клирика и миссионера.
Большинство из тех, кто прокомментировал смерть о. Даниила сходятся во мнении, что священник был убит по причине своей активной миссионерской деятельности.
В течение долгого времени покойный находился в диспуте с экстремистскими направлениями ислама. Известными стали также проповеди о. Даниила в среде московских мусульман-гастарбайтеров. «За последние два года в нашем храме мы покрестили более 80 мусульман. Среди них татары, узбеки, чеченцы и дагестанцы», — заявил о. Даниил в своем ставшем предсмертным интервью «Комсомольской правде».
По всей видимости, миссионерская деятельность и стала причиной тех угроз, которые начали поступать в адрес священника четыре года назад, после того, как он провел публичный диспут с Вячеславом Полосиным, бывшим православным священником, принявшим ислам.
Отец Даниил писал об угрозах в своем интернет-дневнике: «А у меня опять новость. Сегодня, вы будете смеяться, но мусульмане опять пообещали меня убить. Теперь уже по телефону. Ну надоело. Уже 14-тый раз. Я уже привык, а то раньше это напрягало. А так Бог не выдаст, ислам не съест. А так всех прошу помолиться. Сейчас уже не боюсь. Отбоялся я уже лет пять назад. А сейчас просто привык жить под постоянной угрозой. Мне ведь и органы об этой же исламской угрозе сообщали, а не только сами мусульмане. А так все в руках Бога. А если что, так сразу в рай и без мытарств. — Это же здорово!»
Правоохранительные органы пока не делает никаких далеко идущих выводов. «Следствием отрабатываются все возможные версии, но мы склоняемся к тому, что основной мотив преступления – ненависть на религиозной почве», – заявил в пятницу руководитель столичного управления СКП РФ Анатолий Багмет. Он исключил при этом бытовые мотивы преступления. «Эту версию мы не рассматриваем», – отметил собеседник агентства.
Официальный представитель СКП РФ Владимир Маркин после проведения соответствующих мер на месте преступления отметил, что «следствие рассматривает различные версии преступления и не исключает, что убийство священнослужителя связано с его религиозной деятельностью».
Стоит обратить внимание на то, как действовал убийца. По поступившим в следственные органы сведениям убийца скрывал свое лицо за марлевой повязкой, что скорее всего не вызвало подозрений у жертвы убийства (в связи с эпидемией гриппа марлевые повязки активно используют жители столицы).
Милиции также стало известно, что убийца предварительно звонил о. Даниилу и узнавал, будет ли тот находится в храме в намеченное для преступления время. По мнению Кирилла Фролова, друга убитого, есть основания полагать, что за о. Даниилом следили: он любил оставаться в храме допоздна, где писал свои богословские работы и статьи. «Преступник выбрал оптимальный момент, когда священник был практически один», — полагает он.
Но то, что убийца не знал точно, как выглядит о. Даниил (ему пришлось спросить в храме, где находится человек по фамилии Сысоев) свидетельствует о том, что это не был профессиональный киллер. Об этом говорит и то, что из четырех выпущенных пуль только три достигли своей цели.
Сразу после гибели о. Даниила соболезнования в адрес его семьи выразил Святейший Патриарх Кирилл, который отметил: «Любое беззаконное отнятие человеческой жизни есть тяжкий грех. Но убийство священника в храме — это еще и вызов Божию закону, поругание данных нам Самим Господом святынь. И этот грех не останется у Бога без отмщения. Надеюсь, что свершится и человеческая справедливость.
Однако, пока имена преступников неизвестны, прошу всех воздерживаться от любых поспешных обвинений или резких суждений в адрес тех или иных лиц или групп».
Тем не менее, в Московской Патриархии разделяют версию о том, что отца Даниила убили по религиозным мотивам. Прот. Владимир Вигилянский, руководитель пресс-службы Московского Патриархата заявил следующее: «Это первая версия и самая подходящая, потому что отец Даниил — очень яркий проповедник, он много рассуждал о взаимоотношениях православия с другими религиями. Но, конечно, нельзя делать никаких скоропалительных выводов, нужны доказательства.
Мы будем наблюдать за ходом расследования. Это очень громкое убийство. Священники в последнее время стали мишенью, на них покушаются, их жестоко убивают. Пора думать о том, чтобы как-то защитить это сословие».
Прокомментировал гибель о. Даниила его коллега по миссионерской работе протодиакон Андрей Кураев. В интервью «Интерфаксу» он сообщил следующее: «Я убежден, что это был выстрел, религиозно мотивированный. Если это так, то, конечно, отец Даниил пополняет число Российских новомучеников». По убеждению Кураева, «единственное, что могло вызывать ненависть к отцу Даниилу Сысоеву, это не какие-то особенности его личной жизни, не какой-то бизнес, к которому он никак не мог быть причастен, а именно его проповедь православия, очень живая, личностная, горячая».
Отец Андрей отметил, что убитый священник по национальности был татарин, «и его миссия во многом была направлена на мусульманскую интеллигенцию. Были горячие дискуссии, открытые, публичные».
«Не исключаю, что, может быть, у кого-то из тех, кто или был на его беседах, или слышал о них, не хватило человеческих аргументов и человеческой сдержанности, и пуля оказалась последним аргументом в полемике с православным священником», – заявил он.
Высказали свою точку зрения представители Совета муфтиев России. «Я от своего имени и от имени коллег приношу свои соболезнования. Это оголтелое, вызывающее преступление. Если к священнику возникают вопросы, то ответы на них нужно искать цивилизованным путем, а не через убийство», – заявил первый зампред Духовного управления мусульман европейской части России Дамир Гизатуллин. Он также выразил уверенность в том, что «это преступление не мог совершить верующий человек, к какой бы религии он ни принадлежал». «Религия, в частности ислам, запрещает убийство человека: убийство одного человека приравнивается к убийству всего человечества. Тем более мусульмане и православные – представители авраамической линии единоверия. Такие люди никогда не поднимут руку на своих братьев», – заявил он.
Отцу Даниилу было 35 лет. У него остались жена и трое детей. В последние годы жизнь он уделял много времени миссионерской работе – в частности, основал школу проповедников в Москве и приступил к организации таких же школ в Саратове, Ульяновске и Мурманске.
Отпевание отца Даниила Сысоева пройдет в храме Петра и Павла в Ясенево.
Богослов.Ru по материалам отечественных СМИ