Суд города Переславля обязал жителя Ярославской области Николая Чупрасова выплатить 75 млн рублей правообладателям за изготовление и распространение нелицензионных компакт-дисков с музыкой. Участники рынка утверждают, что суд заметно повысил планку материальной ответственности пиратов; раньше по таким делам взыскивали от силы сотни тысяч рублей.
Переславский районный суд Ярославской области удовлетворил 28 марта гражданский иск НП «Ярославская региональная антипиратская организация» (региональный представитель Национальной федерации производителей фонограмм, НФПФ) к гендиректору ООО «Сервисторгкомпани» Николаю Чупрасову, рассказал «Ъ» вчера директор НП НФПФ Алексей Угринович. Суд постановил (копия исполнительного листа есть в распоряжении «Ъ») взыскать с ответчика в общей сложности 75 млн рублей в качестве компенсации ущерба правообладателям. В документе говорится, что крупнейшим получателем денег будет сама НФПФ (56,7 млн рублей). Затем идут ООО «РМГ Рекордз» — 5,9 млн рублей, ЗАО «С.Б./Гала Рекордз» — 4 млн рублей, ООО «БМГ Россия» — 3,6 млн рублей, ЗАО «Юниверсал мьюзик» — 3 млн рублей и другие. В НФПФ отмечают, что деньги, полученные ассоциацией, пойдут правообладателям. «Это двойная победа,— радуется господин Угринович,— ведь кроме крупного штрафа пират получил два года лишения свободы и уже отбывает наказание».
Уголовное дело в отношении гендиректора ООО «Сервисторгкомпани» Николая Чупрасова было возбуждено местной прокуратурой в декабре 2005 гола. Тогда сотрудники правоохранительных органов обнаружили на складе предприятия 8 тыс. контрафактных компакт-дисков с записанной музыкой и оборудование для записи и упаковки носителей. В ходе следствия ярославское НП по доверенности правообладателей подало гражданский иск против господина Чупрасова о возмещении ущерба. Изначально сумма ущерба оценивалась в 14,5 млн рублей, к завершению следствия она выросла до 75 млн рублей.
В НФПФ не скрывают своего удовлетворения суммой компенсации. «Это прецедентное решение суда. Раньше за преступления в сфере авторского права присуждали неадекватные нанесенному ущербу штрафы,— говорит господин Угринович.— Передо мной лежат предыдущие решения суда, суммы там следующие: 100 тыс. рублей, 52 тыс. рублей, 93 тыс. рублей и т. д.». С главой НФПФ соглашается и доцент юридического факультета СПбГУ Виктор Наумов: «Штрафами по 100 тыс. рублей никого не испугаешь, а вот $3 млн уже вполне адекватно оценивает ущерб. В целом сумма компенсации вписывается в западные стандарты, где уже давно взыскивают с физических лиц миллионы долларов». К примеру, в сентябре 2006 года калифорниец Натан Петерсон был осужден на семь лет за распространение нелицензионных версий ПО. Суд также обязал осужденного выплатить правообладателям $5,4 млн в качестве компенсации ущерба.
Участники рынка надеются, что решение Переславского районного суда послужит примером другим судам. «Таких крупных сумм еще не было. Теперь мы надеемся, что другие суды будут учитывать это решение и будут назначать адекватные компенсации за пиратство»,— комментирует гендиректор «С.Б./Гала Рекордз» Александр Блинов.
Если у Николая Чупрасова не окажется ликвидного имущества на $3 млн, то взыскание не пройдет для него бесследно в любом случае. «Если с должника нечего взять, суд обычно устанавливает взыскание из зарплаты. В результате такого взыскания должнику остается лишь незначительная часть зарплаты»,— говорит партнер юридической компании «Джон Тайнер и партнеры» Валерий Тутыхин.