Мало кто знает, что в РФ происходит уже третья за последние семь лет административная реформа. Первая была сразу после прихода к власти Путина, в 2000 году. О чём тогда шла речь, никто и не вспомнит. Вторая — в 2004-м, во время второго прихода к власти того же Путина. Тогда создали при министерствах федеральные агентства и ещё что-то понапутали. Затем сократили число заместителей у министров и вице-премьеров, но, по известному закону, любое сокращение чиновного аппарата автоматически приводит к его увеличению, что и произошло.
И вот — третья реформа, о которой мы узнали лишь в контексте «борьбы с коррупцией». В июне был опубликован доклад Всемирного банка о качестве государственного управления, в котором власти РФ признали чемпионом по взяткам наряду с властями Венесуэлы и Ирана. «Кремлевские» очень обиделись, в связи с чем последовало даже специальное заявление министерства иностранных дел о некорректности доклада.
Тем не менее, утверждена «Примерная программа противодействия коррупции». Суть ее, вкратце, такова — всё россиянское чиновничество поделят на взяткоёмкое и взятконеёмкое. На канцелярском языке — «перечень коррупционногенных должностей». Для тех, чья подпись под документом стоит очень дорого, вводится «отдельный порядок оплаты труда с учётом возможного коррупционного вознаграждения». Народ понял инициативу властей однозначно — взяточникам повысят зарплату. Конечно, так оно и есть, но вдумаемся в формулировку. Теперь будут определять, кому, на какой должности сколько денег могут дать в качестве взятки и в точности эту сумму прибавят к зарплате в качестве компенсации. Там так и написано: «компенсационный пакет». При этом с гордостью говорят, что из госбюджета деньги не потратят — дескать, министерства сами должны изыскать средства для «компенсаций». Но ведь министерства — не частные лавочки. Где же министры возьмут дополнительные деньги? Видимо, снова придется брать взятки…
Наверняка, очень трудно будет определить размеры возможной взятки на той или иной должности. Этим нелегким делом займется специальная «Комиссия по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих». На неё выделено 227 миллионов рублей. Эксперимент вначале проведут в 18 регионах. В каждом регионе — своя комиссия. В неё войдут начальники, кадровики и эксперты — от «научных организаций или образовательных учреждений, других организаций». Их должно быть не меньше четверти состава. Причём имена экспертов должны храниться в секрете. Анонимные грозные судьи, вершители чиновничьих судеб.
Уже сейчас ясно, что правоохранительные органы не войдут в список взяткоёмких. Начальник московской милиции генерал Пронин как-то публично сказал: «В милиции — не взяточники, а щипачи. Взяточники сидят в других местах». Если поборы милиции заранее прощены самим начальником, то о чём ещё говорить? Но стоит ли унижать «органы» нехорошим уголовным словом «щипачи». Каждый в отдельности — возможно, а все вместе — выходит уже прилично, ведь в системе МВД числится 2 миллиона сотрудников.
На самом деле россиянские чиновники так развращены, что никакие «комиссии по соблюдению» и никакой рост зарплат на них не подействует. Ведь некоторые из чиновников даже не знают толком размер своей официальной зарплаты. Масштабы взяток несопоставимы ни с какими повышениями и компенсациями из бюджета. «Программа противодействия коррупции» — это лишь благовидный предлог очередной раз повысить чиновникам зарплату.
Интересное мнение высказал думский депутат Илюхин: «Дать десять лет каждому члену правительства только за одно это предложение». Насчёт «десяти лет» Илюхин абсолютно прав, правда в РФ никого ещё за взятку не осудили на десять лет. Редкие дела тянутся долго, муторно и, в конце концов, разваливаются или же виновные получают смешные сроки. А новые, якобы антикоррупционные, меры дали россиянскому чиновничеству индульгенцию на взятки. Правительство подало знак: никого сажать не будут, вся власть сосредоточится в руках таких же коррупционеров — только рангом повыше.