Миграция выходит из-под контроля

Потери российского бюджета от нелегальной экономической деятельности мигрантов впечатляют. По словам Ромодановского, в 2006 году иностранные рабочие перечислили за рубеж $3 млрд денежными переводами и более $10 млрд наличными. Доходы таджикских гастарбайтеров равны двум национальным бюджетам Таджикистана, а сумма денежных переводов грузинских мигрантов из России составляет 20% ВВП Грузии. Стоит ли говорить о том, что полученные мигрантами доходы в подавляющем большинстве случаев идут без учета российских налоговых органов и мимо российской казны? Вдобавок наверняка не все финансовые потоки, связанные с нелегальной миграцией, попали в поле зрения госорганов.

Шокирующие данные о нелегальной миграции в России привел глава Федеральной миграционной службы (ФМС) Константин Ромодановский. Порядка 10 млн мигрантов в настоящее время осуществляют нелегальную трудовую деятельность на территории России. А общая численность иностранцев, ежегодно приезжающих в нашу страну на заработки, достигла астрономической цифры в 20 млн человек (правда, неясно, входят ли в это количество те, кто въезжал в страну по нескольку раз).

Потери российского бюджета от такой нелегальной экономической деятельности также впечатляют. По словам Ромодановского, в 2006 году иностранные рабочие перечислили за рубеж $3 млрд денежными переводами и более $10 млрд наличными. Доходы таджикских гастарбайтеров равны двум национальным бюджетам Таджикистана, а сумма денежных переводов грузинских мигрантов из России составляет 20% ВВП Грузии.

Стоит ли говорить о том, что полученные мигрантами доходы в подавляющем большинстве случаев идут без учета российских налоговых органов и мимо российской казны? Вдобавок наверняка не все финансовые потоки, связанные с нелегальной миграцией, попали в поле зрения госорганов.

По данным ФМС, гастарбайтеры отправляют на родину примерно 60-70% заработанных ими в России средств, а их совокупный годовой заработок составляет около $20 млрд. «С учетом того, что зарплата нелегала обычно в 2-3 раза ниже, чем у россиянина, вклад мигрантов в ВВП России составляет не менее $50 млрд», — сообщает миграционная служба.

С последним заявлением можно не согласиться. Как правило, нелегал действительно получает меньше, чем гражданин России, но только на аналогичной работе. Если брать общий уровень зарплаты гастарбайтеров, то он окажется не меньшим, а, может быть, и большим, чем в среднем по России. Ведь мигрант не станет работать на низкооплачиваемых должностях в бюджетной сфере — не согласится получать зарплату учителя или врача. Он пойдет работать только в те сферы экономики, где предлагается высокий даже по российским меркам уровень оплаты труда. Да и, не будем лукавить, далеко не все прибывающие иностранцы намерены трудиться в качестве рабочих, строителей и дворников. Многие из них занимаются торговлей, а какая-то часть — и откровенным криминалом.

«Несовершенство финансовой системы до сих пор позволяет уводить огромные финансовые потоки в так называемый теневой сектор, — признает руководитель Федеральной службы по финансовому мониторингу Виктор Зубков. — Уже то, что человек работает в России незаконно, говорит о том, что и доходы он здесь получает тоже незаконно. А значит, рано или поздно он начнет их «отмывать».

Для борьбы с экономическими преступлениями, связанными с нелегальной миграцией, будет создан нерушимый союз Росфинмониторинга и ФМС. Два государственных ведомства подписали соответствующее соглашение о сотрудничестве. «В соответствии с соглашением, мы намерены обмениваться статистическими и справочными материалами, представляющими взаимный интерес, проводить совместные мероприятия по повышению квалификации кадров», — заявил Ромодановский.

В частности, ФМС будет предоставлять Росфинмониторингу информацию по учету иностранных граждан и лиц без гражданства, временно или постоянно проживающих и работающих на территории РФ. В свою очередь, служба по финансовому мониторингу будет снабжать своих партнеров данными об иностранцах, пребывание которых в России нежелательно. К таковым относятся лица, замеченные в экстремистской деятельности, экономических преступлениях или нарушающие миграционное законодательство. Будем надеяться, что сотрудничество двух ведомств поможет навести порядок в области нелегальной миграции, ситуация в которой, по признанию самих представителей ведомств, фактически вышла из-под контроля.

Учитывая тот факт, что общая численность работоспособного населения в России составляет 74,2 млн человек, доля трудовых мигрантов (10 млн) для российской экономики остается непропорционально высокой. Получается, что вне правового поля, фактически вне государственной и правовой системы находится каждый восьмой наемный работник в России. Получается огромная теневая криминальная ниша, которая давит на всю российскую экономическую и правовую систему, разлагающе действует на общество в целом.

В то же время необходимо отметить и тот факт, что в нашей стране по-прежнему сохраняется довольно значительный уровень безработицы среди коренного населения. По данным Росстата, на конец прошлого года в стране насчитывалось более 5 млн нетрудоустроенных людей. Уровень безработицы составил 6,7% от трудоспособного населения. Так что все заявления о том, что в стране некому работать, а экономику спасут только гастарбайтеры из Средней Азии, не выдерживают никакой критики.

Совершенно не понятно, зачем стране требуется привлечение такого безумного количества мигрантов, которые вдобавок не платят налогов, а большую часть заработанного высылают из России за рубеж. Подобная политика выглядит верхом нелепости. Очевидно, что государство должно принять меры для пресечения нелегальной миграции и обеспечить механизмы для занятости своих собственных граждан. Тем более что общины мигрантов обладают значительной сплоченностью, зачастую имеют разветвленные связи с криминальными структурами и склонны узурпировать наиболее доходные виды деятельности, не допуская туда представителей коренного населения.

Нелегальная миграция является, с позволения сказать, навозом, питающим коррупцию — причем как среди сотрудников милиции, так и среди чиновников, ответственных за регистрацию и выдачу всевозможных разрешительных документов. Что бы там ни заявляли либералы и правозащитники, она плодит криминал, прежде всего в экономической сфере. С подобной социальной патологией крайне трудно обеспечить в России соблюдение правопорядка, наладить атмосферу уважения к закону, да и элементарное уважение к личности со стороны представителей государственной власти. Сегодня, простите, он смотрит на гастарбайтера как на недочеловека, а завтра он так же будет взирать и на своего соотечественника.

Необходимо ввести хотя бы визовый режим с тем же Таджикистаном. Тогда мы сможем контролировать тех, кто к нам уже въехал, а также ограничить приезд мигрантов из нежелательных стран и в нежелательном качестве. В то же время необходимо более жестко искать и выдворять тех приезжих, которые систематически нарушают российское законодательство.

1nsk