Нищета как фактор социальной стабильности

66% процентов бедных – это не какие-нибудь опустившиеся асоциальные элементы, а люди, имеющие работу и твердый заработок. Значит, таков этот заработок.

Время от времени в РФ научные институты, профсоюзы и чиновники вспоминают о бедных. На протяжении долгих пятнадцати лет либеральных реформ бедность изображали как временное явление, связанное с издержками становления “новой экономики”. Мол, пройдет еще 2-3 года, и все наладится. Однако ничего не наладилось, а стало намного хуже. Чем больше нефтедолларов закачивается в россиянский бюджет, тем больше растет разрыв между богатыми и бедными. Сейчас доходы 10 процентов самых богатых превышают доходы 10 процентов самых бедных во много десятков раз. При этом 66% процентов бедных – это не какие-нибудь опустившиеся асоциальные элементы, а люди, имеющие работу и твердый заработок. Значит, таков этот заработок.

Если посмотреть по отраслям, то предстанет следующая картина. Непосредственно в сельскохозяйственном производстве РФ занято больше 7 миллионов человек. Средняя зарплата у них – 3523 рубля. То есть 125 долларов. Понятно, что на такую сумму не то, что семью – самого себя прокормить невозможно. Понятно, что люди живут натуральным хозяйством, сами себе выращивают прокорм, а также торгуют тем, что вырастят. На селе у нас живет 27% населения, примерно 39 миллионов человек. После разрекламированных прибавок врачам и учителям средняя зарплата в системе образования составила 5982 рубля – 213 долларов. В системе здравоохранения и социальных услуг – 6549 рублей или 233 доллара. Итого средняя зарплата крестьян, учителей и врачей – 190 долларов.

Зачем нужна эта средняя цифра, которой не оперируют социологи? Затем, чтобы представить, сколько людей на нее живут. В общей сложности в РФ получают зарплату в сельском хозяйстве, образовании и здравоохранении 18 миллионов человек. Всего же в стране занятого населения – 66 миллионов. Значит, у нас треть трудящихся живет на 190 долларов в месяц. И не просто живет — на них надо еще и детей кормить-обучать, и старикам-пенсионерам помогать. Конечно, и эта цифра не полностью отражает реальность. Учителя берут две ставки, а врачи – только полторы. По этому поводу среди медиков ходит присказка: если на одну ставку, то есть нечего, а если на две – то есть некогда.

Для страны, для общества бедность разрушительна. Две трети бедных живут с постоянным ощущением несправедливости всего, что вокруг происходит, с ощущением полной своей беспомощности. Эти две трети не чувствуют поддержку родных и товарищей, уверены, что никто не придет им на помощь, если что случится. Все это вместе ученые называют иностранным словом фрустрация – то есть чувство угнетенности, безысходности, моральная, психологическая, социальная депрессия.

Говоря о резком разрыве в доходах, уместно вспомнить выкладки западных социологов, специалистов ООН, которые предупреждают: уже при 7-10-кратном разрыве в доходах обществу угрожает социальный взрыв, бунт. В РФ – этот разрыв превышен многократно. И – тишина… Причина в том, что бедные в РФ – это просто большая масса населения, состоящая из отдельных личностей, индивидуумов. Каждый за себя и каждый выживает, как может, в одиночку. И пока это так, правящая “элита” может чувствовать себя относительно спокойно.

1nsk