Еще в ноябре на заседании правительства Новосибирской области утвердили программу «Маркетинговое продвижение Новосибирской области в 2013–2015 годах». Согласно ей, правительство за три года потратит на эти цели 600 млн рублей. По мнению губернатор Василий Юрченко весьма важно на настоящий момент создать узнаваемый бренд области. В свою очередь министр экономического развития Алексей Струков предложил создать трехмерные модели инвестиционных зон. Предполагается, что такие меры позитивно повлияют на имидж области и ее привлекательность для потенциальных инвесторов.
Конечно, были и те, кто воспринял идею в штыки, но Василий Юрченко отметил, что мероприятия по формированию имиджа Новосибирской области проводились и ранее, правда разрозненно. Комплексный подход должен принести более ощутимый эффект от проводимых мероприятий. Области необходимо позиционировать себя по всем направлениям.
— Когда говорят об имидже Новосибирской области, я совершенно не понимаю, причем тут сумма в 600 млн рублей, которая сопоставима с затратами на благоустройство города, — заявил полномочный представитель президента РФ в СФО Виктор Толоконский. — Если весь бюджет развития Новосибирска составляет несколько миллиардов рублей, то есть ли смысл тратить почти миллиард на такие меры нелепо. Не говоря уже о том, что это попросту не нужно.
Я не могу поспорить, необходимо масштабно и эффективно заниматься позиционированием территории, но у этого процесса нет прямой корреляции с затраченными на это деньгами. Нужно просто эффективнее работать и тем самым добиваться лучших результатов. К примеру, можно воспользоваться различными инициативами самих горожан, своей активностью они могут помогать, предлагать проекты, программы, которые могли бы пойти на пользу Новосибирску. Но не тратить же на это бюджетные деньги! И если уж говорить о повышении авторитета региона, то надо концентрировать бюджетную поддержку на главных точках роста, чтобы превратить их в пространство развития. Убежден, что для Новосибирска этими точками являются наука, образование и культура.
Совсем другого мнения придерживается представитель рекламного бизнеса — директор новосибирского офиса рекламной группы «Мелехов и Филюрин» Александр Филюрин.
— Прежде всего речь идет не о 600, а о 640 млн рублей, — заявляет Александр Филюрин. – И я считаю эти затраты вполне оправданными в том случае, если произойдет прирост инвестиций на 240 млрд нарастающим итогом за три года. Даже если инвестиции в Новосибирскую область прирастут всего на «несчастные» 120 млрд, эти затраты все равно будут оправданны.
Со слов Филюрина, Виктор Толоконский никогда не руководил предприятием в условиях конкуренции, оттого у него весьма скудные представления о маркетинге. Что же касается позиционирования территории и потраченных на это денег, то можно вспомнить старую шутку. «Кока-кола потратила на эффектное продвижение напитка 30 млн рублей. Дешевыми рекламными трюками назвал все это ВИНАП». И где тот ВИНАП?
Ну, и если уж говорить о горожанах, то они вряд ли будут ездить на инвестиционные выставки и презентовать там Новосибирскую область. В Калужской области появился автомобилестроительный кластер вряд ли потому, что «горожане своей активностью помогали делу», скорее их губернатор готовил промплощадки и договаривался с Ford.