Минфин готов увеличить ассигнования на дорожное хозяйство на 26,7 млрд руб. в 2014 г. и 63,2 млрд в 2015 г., рассказали два федеральных чиновника. Тогда удастся выполнить поручения Путина из его первых указов и предвыборных статей, объясняет сотрудник аппарата правительства.
В статье об экономических задачах, опубликованной в «Ведомостях», Путин обещал поддержку крупным инфраструктурным проектам, чтобы обеспечить «транспортную связанность» страны и в первую очередь Сибири и Дальнего Востока. С 2015 г. бюджету придется тратить все больше на выполнение поручения, рассказывает федеральный чиновник (см. график), с 2020 г. — около 300 млрд руб. в год.
Но в действительности денег понадобится еще больше, говорит собеседник «Ведомостей»: упадут поступления в дорожные фонды из-за введения дифференцированных ставок акцизов: чем качественнее топливо, тем ниже налог. По оценкам Росавтодора, фонды могут недосчитаться 101,8 млрд руб. в ближайшие три года, в том числе региональные — 73,3 млрд.
Ведомства думают, как залатать дыру, рассказывает федеральный чиновник. Обсуждается повышение акцизов для топлива класса «Евро-4» и «Евро-5» (по Налоговому кодексу в 2013-2014 гг. ставки на «Евро-5» почти вдвое ниже, чем на «Евро-3»), сообщил вчера министр финансов Антон Силуанов: «Если мы хотим сохранить объем пополнения дорожных фондов, то мы должны еще раз посмотреть на уровень обложения акцизом моторного топлива» (цитата по «Интерфаксу»). К 2015 г. на «Евро-5» придется свыше 90% всего топлива, говорит федеральный чиновник.
Дополнительное повышение акцизов поднимает цены на бензин, а это недопустимо, всерьез предложение еще не обсуждалось, говорит высокопоставленный чиновник Минэнерго: легче найти другие источники финансирования. Силуанов считает, что акцизы нужно повысить так, чтобы бензин не подорожал.
Маржа нефтепереработки сейчас около $4 в пересчете на баррель нефти, а розницы — около 20%, говорит аналитик Номос-банка Денис Борисов, если повышение акцизов будет несущественным, розничные цены на топливо могут и не вырасти, дополнительные расходы нефтяники могут принять на себя. «Вот и обманули!» — восклицает менеджер нефтяного холдинга: чиновники долго уговаривали компании вложиться в модернизацию НПЗ, обещая компенсировать инвестиции через пониженный акциз. Он не понимает, как удастся и акциз поднять, и обещания перед нефтяниками выполнить, и розничные цены удержать: «Если попросят больше отдавать государству, придется либо повысить цены, либо терпеть убытки».
Государству придется искать деньги на дороги, считают эксперты. Только на содержание и ремонт федеральных трасс нужно тратить 800-900 млрд руб. в год, еще 500 млрд — на строительство новых, говорится в докладе ВШЭ (в бюджете на 2012-2014 гг. — 930 млрд, 1 трлн и 1,16 трлн). На эти деньги можно было бы построить, к примеру, до 4200 км двухполосных дорог в регионах и свыше 500 км федеральных трасс с 4-6 полосами движения, подсчитали в ВШЭ.