Государство увеличит расходы на дороги

Впервые после воссоздания дорожных фондов государство увеличит расходы на дороги. Чтобы найти средства на инфраструктуру, Минфин предлагает поднять акцизы на бензин

Минфин готов увеличить ассигнования на дорожное хозяйство на 26,7 млрд руб. в 2014 г. и 63,2 млрд в 2015 г., рассказали два федеральных чиновника. Тогда удастся выполнить поручения Путина из его первых указов и предвыборных статей, объясняет сотрудник аппарата правительства.

В статье об экономических задачах, опубликованной в «Ведомостях», Путин обещал поддержку крупным инфраструктурным проектам, чтобы обеспечить «транспортную связанность» страны и в первую очередь Сибири и Дальнего Востока. С 2015 г. бюджету придется тратить все больше на выполнение поручения, рассказывает федеральный чиновник (см. график), с 2020 г. — около 300 млрд руб. в год.

Но в действительности денег понадобится еще больше, говорит собеседник «Ведомостей»: упадут поступления в дорожные фонды из-за введения дифференцированных ставок акцизов: чем качественнее топливо, тем ниже налог. По оценкам Росавтодора, фонды могут недосчитаться 101,8 млрд руб. в ближайшие три года, в том числе региональные — 73,3 млрд.
Ведомства думают, как залатать дыру, рассказывает федеральный чиновник. Обсуждается повышение акцизов для топлива класса «Евро-4» и «Евро-5» (по Налоговому кодексу в 2013-2014 гг. ставки на «Евро-5» почти вдвое ниже, чем на «Евро-3»), сообщил вчера министр финансов Антон Силуанов: «Если мы хотим сохранить объем пополнения дорожных фондов, то мы должны еще раз посмотреть на уровень обложения акцизом моторного топлива» (цитата по «Интерфаксу»). К 2015 г. на «Евро-5» придется свыше 90% всего топлива, говорит федеральный чиновник.

Дополнительное повышение акцизов поднимает цены на бензин, а это недопустимо, всерьез предложение еще не обсуждалось, говорит высокопоставленный чиновник Минэнерго: легче найти другие источники финансирования. Силуанов считает, что акцизы нужно повысить так, чтобы бензин не подорожал.

Маржа нефтепереработки сейчас около $4 в пересчете на баррель нефти, а розницы — около 20%, говорит аналитик Номос-банка Денис Борисов, если повышение акцизов будет несущественным, розничные цены на топливо могут и не вырасти, дополнительные расходы нефтяники могут принять на себя. «Вот и обманули!» — восклицает менеджер нефтяного холдинга: чиновники долго уговаривали компании вложиться в модернизацию НПЗ, обещая компенсировать инвестиции через пониженный акциз. Он не понимает, как удастся и акциз поднять, и обещания перед нефтяниками выполнить, и розничные цены удержать: «Если попросят больше отдавать государству, придется либо повысить цены, либо терпеть убытки».

Государству придется искать деньги на дороги, считают эксперты. Только на содержание и ремонт федеральных трасс нужно тратить 800-900 млрд руб. в год, еще 500 млрд — на строительство новых, говорится в докладе ВШЭ (в бюджете на 2012-2014 гг. — 930 млрд, 1 трлн и 1,16 трлн). На эти деньги можно было бы построить, к примеру, до 4200 км двухполосных дорог в регионах и свыше 500 км федеральных трасс с 4-6 полосами движения, подсчитали в ВШЭ.

1nsk