Должен ли Китай использовать свои огромные накопления американских долговых обязательств для вмешательства во внутреннюю политику США?
Согласно этой статье старшего редактора Дина Гана (Ding Gang) из контролируемой государством газеты People’s Daily, продажи Америкой оружия демократическому Тайваню подрывают суверенитет Китая, и с ними нужно справиться вне зависимости от финансовых потерь, которые понесут в связи с этим и США, и сам Китай.
Если Соединенные Штаты продолжат реализовывать свой план продажи оружия Тайваню, для Китая наступит время использовать свое «финансовое оружие» против Америки и преподать ей урок. Китай никогда не хотел использовать имеющиеся у него американские долговые обязательства как оружие. Но США вынуждают его это сделать.
1 августа палата представителей США окончательно одобрила повышение долгового потолка. На следующий день 181 член палаты представителей подписал письмо президенту Бараку Обаме, в котором заявлялось, что федеральное правительство должно быстро одобрить продажу истребителей F-16 C/D Тайваню, чтобы помочь обеспечить «мир и стабильность в Тайваньском проливе».
Второго августа сенат также одобрил законопроект о повышении долгового потолка, и Обама подписал документ, так что он стал законом. Вскоре после этого американское казначейство получило добро на выпуск новых долговых обязательств на 400 миллиардов долларов. Должен ли Китай снова стать лидером в покупке долгов США?
Даже зная, что страны-кредиторы, в частности Китай, будут крупнейшими покупателями их новых долгов, некоторые высокомерные американские конгрессмены полностью проигнорировали ключевые интересы Китая, оказывая давление на президента Обаму с тем, чтобы он продал современные самолеты и другие вооружений для обновления арсенала Тайваню.
Если Китай прекратит или уменьшит свои покупки американских долговых обязательств в значительной степени, они потеряют цену, как и те долговые обязательства, которыми Китай уже владеет. Но если ситуация выйдет из-под контроля, то решение позволить политикам в Вашингтоне продолжить свою игру может привести к еще бОльшим потерям.
Американские продажи оружия Тайваню могут создать рабочие места в Соединенных Штатах, но они не особо способствуют улучшению возможностей Тайваня в военном смысле в плане конкуренции с материковым Китаем. Суть проблемы в том, что некоторые американские законодатели пренебрежительно относятся к ключевым интересам Китая, демонстрируя, что они не намерены уважать Китай. Есил Китай не сможет нанести удар по таким людям, чтобы они не почувствовали боль, китайско-американские отношения всегда будут напряженными, сохраняя свои колебательные качества.
Прекращение или значительное уменьшение закупок бумаг американского казначейства в определенной степени обернется потерями для Китая. Так что Китай должен попытаться уменьшить свои потери и превратить ситуацию пассивности в активную. Китай должен обдумать способы напрямую связать покупку обязательств американского казначейства с американской внутренней политикой, при этом приняв меры к постепенному корректированию структуры своих золотовалютных резервов. Например, Китай мог бы увязывать количество своих американских долговых обязательств с продажами оружия Тайваню.
Более того, он может потребовать от международных рейтинговых агентств еще больше понизить рейтинги американских долговых обязательств с тем, чтобы вынудить США поднять процентные ставки. Китай также может ввести ограниченные торговые санкции в отношении тех штатов, которые представлены в американском конгрессе теми, кто энергично выступают за продажи оружия Тайваню, что негативно скажется на уровне занятости в этих штатах.
Так как это деньги, заработанные тяжелым людским трудом, Китай не склонен произвольно и необдуманно использовать имеющиеся у него облигации американского казначейства как оружие. Но когда дело дойдет до противодействия угрозам суверенитету Китая, у него не будет другого выбора, кроме как защищаться.