Компания Google, один из крупнейших в мире сетевых поисковиков, изучила
динамику запросов пользователей по ключевым словам «кризис», «работа»,
«бизнес» и «Интернет» в период с марта по май 2009 года, чтобы
выяснить, как повлияла экономическая ситуация на интересы россиян. В
результате стало понятно, что мировой экономический кризис продолжает
оставаться главным вопросом для миллионов интернет-пользователей, но
внимание к нему все же несколько ослабло.
Первые 9 из 10 самых популярных запросов, содержащих слово «кризис»,
имеют непосредственное отношение к экономическому кризису, его влиянию
на Россию и прогнозам его дальнейшего развития в 2009-м. Однако,
похоже, что интерес пользователей к этой теме постепенно ослабевает, а
на повестку дня выходят новые, подчас неожиданные, темы.
С марта по май 2009 года самым быстрорастущим запросом со словом
«кризис» стал не «экономический» или «финансовый», а… «карибский
кризис» — этот запрос неожиданно показал 130%-ный рост. «Карибским
кризисом» называют противостояние СССР и США в 1962 году по вопросу
размещения советских ракет на Кубе, который чуть было не привел к
третьей мировой войне. Обе сверхдержавы, обладавшие ядерным оружием,
были готовы обменяться ударами, но силы разума взяли верх.
Тем не менее, Google отмечает, что пользователи Интернета обеспокоены
прогнозами нового витка кризиса, о котором так активно говорят
финансисты и представители правительства в последнее время. Запрос
«банковский кризис» стал вторым самым быстрорастущим запросом за
период, показав прирост в 80%.
Третьим по важности кризисом в Гугле оказался «кризис среднего
возраста», прибавивший 70% популярности. Но, судя по всему, обращение к
этой теме также косвенно связано с кризисом. Опросы и исследования
показывают, что чаще в кризис работу теряют люди старшего возраста,
которых вытесняет более активная молодежь. Они чувствуют себя на
периферии социально активной жизни, и это может вызывать у них проблемы
психологического характера. Отсюда — желание побольше узнать, как люди
справляются с кризисом среднего возраста и получить какую-то помощь,
пусть даже по Интернету.
Несмотря на общий спад экономической активности, количество запросов
«бизнес в кризис» выросло на 70%. Компании и предприниматели продолжают
искать новые стратегии и эффективные способы ведения бизнеса в
кризисный период.
В число самых быстрорастущих «кризисных» запросов вошли и «анекдоты про
кризис», которые выросли на 40%, отмечает Интернет-поисковик. Как
известно, юмор часто может служить способом выжить, и для психологов
означает способность человека отстраниться от тяжелой ситуации, что
считается одним из способов выхода из психологического кризиса.
В непростых экономических условиях многие продолжают
задумываться о создании собственного дела. «Готовый бизнес план»
является как самым популярным запросом по теме «бизнес» в период с
марта по май, так и самым быстрорастущим. А второе место в списке самых
популярных запросов занимает «малый бизнес», который, как полагают
многие бизнес-аналитики, может стать локомотивом выхода из кризиса, и
которому государство обещает всяческую поддержку.
Google отмечает рост потребительской активности россиян в
Интернете. Судя по запросам пользователей, все больше граждан приходит
за покупками во всемирную сеть. Самым популярным запросом, содержащим
слово «Интернет», за три весенних месяца стал «Интернет-магазин». В
десятке самых популярных запросы «Интернет-магазины» и
«Интернет-магазин одежды» находятся на 7 и 8 местах соответственно. Эти
запросы занимают третью и пятую позиции среди самых быстрорастущих
запросов по теме «Интернет», прибавив по 90% и 60%.
Вторым самым быстрорастущим запросом со словом «Интернет» стал запрос
«создать интернет магазин», практически удвоившийся за рассматриваемый
нами период. Динамика запросов показывает, что российские
предприниматели действительно заинтересовались интернетом, как способом
увеличить эффективность бизнеса и его прибыльность. В число самых
быстрорастущих запросов вошли «интернет реклама», показавшая 60%-ный
прирост и «интернет маркетинг», выросший на 50%.
По мнению специалистов компании Google, снижение интереса к
теме кризиса может свидетельствовать о том, что шок от резкого
ухудшения экономической ситуации позади. Возможно, такой рост является
неустойчивым и временным, однако аналитики утверждают, что вывести
экономику из спада сможет именно рост «оптимизма» потребителей,
инвесторов и предприятий.