Россия и Венесуэла отказываются от доллара во взаимной торговле. Российское правительство постепенно продвигает реализацию своей идеи превращения рубля в расчетную валюту. На это согласилась только Белоруссия, а Китай и Вьетнам думают.
«Бумажки, которые печатают в США, не задумываясь о последствиях»
Дмитрий Медведев договорился с венесуэльским президентом Уго Чавесом о создании совместного банка и переходе на расчеты в национальных валютах, соответственно, рублях и боливарах.
«Переход на наши национальные валюты — это хорошо. Это позволит избавиться от гегемонии доллара», — заявил Уго Чавес. По его мнению, доллар — это «бумажки», которые печатают в США, совершенно не задумываясь о последствиях. «И вот когда мы перейдем на рубли и боливары, мы, наконец-то, избавимся от долларовой зависимости»,- мечтает лидер венесуэльской революции. Медведев же добавляет, что в перспективе стороны могут создать резервы в национальных валютах.
Только Белоруссия любит рубль
Ряд стран, в том числе Россия, поставили задачу разрушить американскую монополию в этой области. Часть взаимных расчетов между странами СНГ уже ведется в рубля, но пока их доля непропорционально мала и составляет всего 15%. В значительной мере это объясняется тем, что ранее Москва хотела получать от своих торговых партнеров именно американскую валюту. Однако теперь у российского руководства другие приоритеты. Но пока только союзная Белоруссия готова рассчитываться только рублями. Правда, под угрозой невыдачи стабилизационного кредита в размере $2 млрд.
Китай и Вьетнам думать будут
Москва в последнее время обращалась с предложением о переходе на взаимные расчеты в национальных валютах ко многим странам. В конце октября премьер России Владимир Путин предложил Китаю поэтапно отказываться от доллара, а немногим ранее Дмитрий Медведев обратился с такой же инициативой к вьетнамскому президенту во время его визита в Москву. Предварительное согласие было получено только от Вьетнама, китайцы же никак не прокомментировали российское предложение. Впрочем, они вообще стараются избегать громких заявлений, предпочитая осуществлять задуманное без лишней помпы, зато последовательно и методично.
Чавес хочет платить за оружие в рублях, а резервы держит в долларах
Теперь небольшую группу стран, готовых отказаться от долларов во взаимной торговле, готова пополнить Венесуэла. Проблема в том, что объемы российско-венесуэльского товарооборота совсем невелики — немногим более $1млрд в год, причем 90% — это поставки оружия нашему латиноамериканскому партнеру. Сотрудничество в других областях, прежде всего нефтегазовой, пока еще развивается довольно медленно.
«Это пока еще как следует не проработанная тема. Уго Чавес давно уже предлагает отказаться от доллара, но большая часть золотовалютных резервов Венесуэлы по-прежнему остается в американской валюте», — отметил в беседе с DAILYONLINE ведущий научный сотрудник Института Латинской Америки Виктор Семенов. По его мнению, процесс перехода на национальные валюты будет длительным. Кризис затормозит его, но в долгосрочной перспективе взаимозачеты постепенно пойдут. «После того как пик кризиса будет пройден — все оживет с учетом последних тенденций», — оптимистично заключает эксперт.
Бананы в обмен на самолеты
«В принципе это выполнимо», — подтвердил DAILYONLINE старший аналитик CIG Владимир Рожанковский. Он напомнил, что во времена Советского Союза расчеты велись либо напрямую в товарах (условно говоря, бананы в обмен на самолеты), либо в инвалютных рублях. Сейчас также вполне реально вернуться к национальной валюте, особенно, если есть несколько групп товаров, по которым можно вести взаимную торговлю.
«Если есть несколько позиций, экспортеры могут между ними как бы переключаться, в зависимости от потребности и наличия того или иного товара», — поясняет эксперт. Постепенно венесуэльцы будут привыкать к рублям, понимая,
что на них можно купить, и какими позициями это можно заместить. Но желательно иметь хотя бы полдюжины различных товарных позиций, а иначе придется прибегнуть к прямому бартеру.
Ударим по Бреттон-вудской системе!
Очевидно, что Бреттон-вудская система, созданная на базе финансовой гегемонии США по окончании Второй мировой войны, себя изжила. Доллар уже давно не привязан к золоту, американские власти совершенно безотстветственно подходят к своей роли мирового финансового лидера, и многие региональные расчеты постепенно переходят в альтернативные валюты вроде евро или юаня.
«Отказ от доллара — задача не только большая, но и длительная. И она прогрессивна, поскольку моновалютная система себя исчерпала. Однако переход на мультивалютную систему — достаточно отдаленная перспектива. На это
может уйти не одно десятилетие», — резюмирует Владимир Рожанковский.