К концу 2009 года финансовый кризис сметет с мирового рынка труда около 20 млн человек. Об этом заявил глава Международной организации труда (МОТ) Хуан Сомавия. Как считают эксперты, массовые сокращений рабочей силы затронут прежде всего работников сферы услуг и офисных сотрудников. Для России этот процесс будет иметь преимущественно положительный эффект: переход людей «из офисов на производство» поможет поднять престиж рабочих профессий. Это в свою очередь даст мощный импульс модернизации нашей экономики.
Сегодня количество безработных в мире составляет около 190 млн человек. К концу 2009 года, по словам главы МОТ, их число достигнет 210 млн. Для сравнения: в 2007 году количество безработных увеличилось только на 3 млн человек. Так что цифры, которые огласил на днях Хуан Сомавия, выглядят весьма устрашающе. Однако таковы реалии мирового кризиса, констатируют политики и эксперты, и ничего с этим поделать нельзя.
Как считает руководитель отдела социологических исследований Института общественного проектирования Михаил Тарусин, массовое сокращение рабочей силы будет происходить неравномерно. «Прежде всего это затронет развитые страны, так как они менее конкурентны в плане рабочей силы, нежели развивающиеся государства», – отметил в беседе с РБК daily эксперт.
Для стран с большой долей иностранной рабочей силы это будет весьма тяжелый удар. Сокращению подвергнутся прежде всего работники третичного сектора экономики – сферы услуг и офисные менеджеры. Потребность в них на фоне резкого падения производственных темпов и невозможности выплачивать огромные зарплаты за ненужную «бумажную работу» также будет падать. Работников же низовых звеньев труда, среди которых на Западе преобладает иностранная сила из государств Азии, Африки, Латинской Америки и Восточной Европы, это практически не коснется – без них американская и европейские экономики просто встанут.
Таким образом, сокращения среди национальных кадров и сохранение мест за иностранными работниками неизбежно обернется социальным взрывом – уровень недовольства политикой массового привлечения рабочей силы из-за рубежа и стремительным изменением этно-конфессионального состава западных государств резко подскочит и приведет к новой волне столкновений на этнической и религиозной почве между «местными» и «приезжими».
Не минует этот процесс и Россию, в которой доля иностранной рабочей силы в последнее время растет быстрее, чем выделенные на нее квоты. Однако уровень социальной напряженности здесь будет меньше, считают эксперты. Прежде всего потому, что наша страна стала многонациональной и многоконфессиональной не десять и не двадцать лет назад, как западноевропейские государства и США, и у нее уже есть многовековой опыт решения подобных конфликтов, который всего лишь предстоит реализовать в нужном направлении. Кроме того, сектор третичных услуг в России не настолько раздут, как на Западе, поэтому его сокращение здесь будет происходить гораздо мягче.
Мировой финансовый кризис и вызванное им массовое сокращение рабочих, напротив, может оказать даже положительное влияние на российскую экономику. «С рынка станут уходить прежде всего представители так называемого «офисного планктона», то есть по большому счету – бездельники. Эти люди станут привлекаться к работе в производственном секторе, который испытывает сегодня острую нехватку персонала. Это в свою очередь резко поднимет престиж рабочих профессий», – считает г-н Тарусов. Именно это необходимо сейчас России для совершения модернизационного рывка.
Иными словами, мировой финансовый кризис, несмотря на все страшные ассоциации, которые с ним связаны, за счет перехода людей на производственный сектор может даже придать стимул модернизации нашей экономики. Кризису, может, удастся сделать то, чего уже долгие годы не способны были добиться политики, эксперты и кремлевские пропагандисты – убедить людей в важности и престижности рабочих профессий.