Оптовые цены на топливо падают — за январь они понизились на 5,9 %. К весне ждите дешевого бензина на АЗС, обнадеживают некоторые эксперты.
Аналитики называют главной причиной удешевления длительные новогодние каникулы. В конце декабря трейдеры старались по максимуму избавиться от остатков, а в начале января наблюдалось сезонное снижение спроса на топливо.
Эксперты прогнозируют и дальнейшее снижение оптовых цен на топливо, связывая эту тенденцию с колебаниями внутренних цен на нефть, а также с рекордным повышением с 1 февраля вывозных пошлин на нефть и нефтепродукты. Эти обстоятельства должны снизить привлекательность экспорта нефти и, как следствие, способствовать дальнейшему снижению оптовых цен.
Пока что стоимость бензина для конечных покупателей продолжает расти. Это всерьез беспокоит чиновников Минэкономразвития (МЭРТ). Замглавы ведомства Андрей Белоусов привел данные, согласно которым за 28 дней января цены на бензин подросли на 1,2%.
Этот показатель кажется чиновникам слишком высоким. Они считают, что в рознице «чувствуется ценовое давление». «Тем не менее, мы твердо намерены удержать рост розничных цен на бензин в текущем году в пределах десяти процентов», – заявил А. Белоусов журналистам.
Сдерживать цены МЭРТ на этот раз собирается «рыночными методами», а не «искусственным» введением моратория. «Основной оперативно-тактический инструмент – запуск нефтепродуктовой биржи, потому что запустить регуляторные механизмы без наличия справедливой цены практически невозможно», – прозрели в Минэкономике.
Как передает «Интерфакс», Андрей Белоусов сообщил, будто биржа организационно уже создана, идет разработка нормативных документов, а в феврале планируется проведение опционной торговли. На биржу должны выйти крупнейшие нефтяные компании.
Эту информацию подтверждает и собеседник Bigness . ru – директор по развитию и маркетингу информационного центра «Кортес» Павел Строков. Такой подход к ценообразованию он называет разумным. По его словам, «биржа может дать тот ориентир, вокруг которого может начаться дискуссия о том, высокие у нас цены на топливо или нет и почему они такие. Пока такого ориентира на нашем внутреннем рынке нет», – делится наш собеседник.
Вместе с тем, Павел Строков не спешит обрадовать клиентов АЗС. Биржа не панацея в сдерживании роста цен. «Я не знаю, поможет ли она удержать цены, не факт, все будет зависеть от торгов на бирже», – сообщил эксперт в интервью.
Что касается нынешнего снижения оптовых цен на бензин, вряд ли этот фактор скажется позитивно на рознице, уверен Строков. « Ценообразование в розничной сети – не единомоментный процесс. Он длится примерно месяц. Где-то в конце февраля мы должны с вами углядеть изменения ценников в сторону уменьшения. Однако это чрезвычайно маловероятно. Прецедентов такого рода, как правило, не бывает», – иронизирует эксперт.
Он приводит пример марта прошлого года, когда оптовые цены резко пошли вниз. АЗС изменили стоимость бензина максимум на один процент. Последствия нынешнего снижения опта в сторону уменьшения розницы еще маловероятнее.
АЗС, особенно независимые, скорее всего, отыграются за ноябрьскую ситуацию с оптовыми ценами и позволят себе заработать, считает специалист. Напомним, что в декабре прошлого года рисовалась абсурдная картина, когда топливо на некоторых заправках было дешевле, чем в оптовой продаже у тех же компаний.
Чтобы не раздражать власти, крупные игроки нефтяного рынка сдерживали розничные цены, но «отпускали» в рост оптовые. За это претензий к ним никто не предъявлял. В итоге, независимые АЗС работали себе в убыток .
Так что, повода для удешевления бензина нет. К тому же, его цена с апреля этого года будет определяться на биржевых торгах, напоминает Павел Строков.