Возможен ли ремонт литых автомобильных дисков?

Литые автомобильные диски из-за своих эксплуатационных свойств и разнообразия дизайна сегодня получили широкое распространение и признание в мире автомобильных комплектующих. В Японии объем выпуска этого элемента колеса составляет более 90% от общего числа произведенных всех типов. В Европе производители производят до 80%, в США до 85%.

Возможен ли ремонт литых автомобильных дисков?

Обладая более высокой прочностью и меньшим весом, чем стальные штампованные, они имеют и отрицательные особенности. Из недостатков следует отметить более высокую стоимость, сравнительно низкую пластичность материала и, в связи с этим, плохую переносимость больших ударных нагрузок. Высокая прочность алюминиевых сплавов сопровождается их хрупкостью, поэтому литые диски, имеющие низкий модуль упругости, при деформации могут трескаться или вовсе могут отламываться целые фрагменты. В этом случае перед владельцем автомобиля возникает дилемма: купить новый автодиск или попытаться отремонтировать старый?

Интернет о ремонте

Если обратиться с запросом на эту тему, например к поисковику «Яндекс», то можно получить разнообразные ответы, среди которых есть некоторое число статей, полностью отрицающих возможность восстановления работоспособности литых дисков со ссылкой на различные положения, регламенты и законы.

Первый документ, который цитируют обычно в этом случае, ISO 14400-2021, где говорится о том, что ремонт сваркой не должен производиться, так как это может вызвать дополнительные напряжения металла. Здесь нет категорического запрета, ключевые слова «не должен» и «может вызвать» косвенно указывают на то, что при определенных условиях такой ремонт возможен.

Второй документ, изданный Европейской Ассоциацией производителей дисков (Association of European Wheel Manufactures), категорически запрещает ремонтные работы при помощи нагрева. Но трудно себе представить фирму, производящую что-либо, которая ратовала бы за ремонт, а не за покупку новой продукции.

Наконец, наш отечественный «Технический регламент о безопасности колесных транспортных средств» говорит в п.2.3.4.1 о том, что нельзя эксплуатировать колеса с трещинами или со следами их сварки. К первой части пункта вопросов нет, вторая говорит о том, что не должно быть следов ремонтных работ.

Правка

Для устранения деформаций, вне зависимости от состава алюминиевых сплавов, технологии их упрочнения закалкой и искусственным старением (состояние Т6), отжига (состояние О) или без термического упрочнения (состояние F) применяются специальные стенды правки, оснащенные гидравлическими штоками-прессами с набором насадок.

Возможен ли ремонт литых автомобильных дисков?

В этом случае воздействию давлением до 5-7 тонн подвергается только деформированный участок с минимальными последствиями для металла. Нагрузка точно регламентируется с помощью гидравлического распределителя с редукционным клапаном и регулятором давления, одновременно происходит контроль биений, вызванных изменением геометрии.

Более подробно: remdisk.ru/pravka-diskov.html

Сварка

При дуговой сварке в среде аргона в месте сварного шва происходит расплав и соединение основного металла и присадочного материала. Для правильной организации процесса нужно иметь полную информацию о составе материала и методах его упрочнения, ее можно найти на внутренней стороне современных литых колесных дисков.

Так, изделия, изготовленные из сплавов AlSi7Mg0,3 (применяется в большинстве стран Европы, в США и Японии) и AlSi11Mg (Германия, Италия), не подвергаются закалке, такие сплавы упрочняются при литье (состояние F) или путем отжига (состояние О) при сварочных работах они не теряют своих прочностных свойств в зоне термической обработки.

Возможен ли ремонт литых автомобильных дисков?

Если же литое изделие упрочнялось путем холодной пластической деформации (нагартовкой) или термическим упрочнением (состояние Т6), то в зоне нагрева могут произойти структурные изменения. Именно поэтому в законодательстве некоторых стран, регламентирующих сварочные работы, указано, что проводятся они только специализированными сварочными аппаратами типа TIG или MIG, толщина металла в месте нагрева не должна быть менее 1,5 мм, сварщик должен иметь соответствующую квалификацию. Хороший специалист может определить состав сплава по внешнему виду трещины при ее разделке, необходимой для снятия местного напряжения материала.

Более подробно: remdisk.ru/svarka-diskov.html

Покраска

Нагревание реставрируемой поверхности происходит и при нанесении нового порошкового полимерного покрытия. Полная и качественная полимеризация порошка происходит при температуре 190-200 градусов, а температура нагрева по регламенту не должна превышать 204 градуса Цельсия. Поэтому рекомендуется пользоваться услугами шиномонтажных мастерских, оборудованными современными камерами полимеризации с полным контролем технологического процесса.

Вывод

В ряде случаев восстановление работоспособности литых автомобильных дисков возможно при соблюдении ряда условий и соответствующей квалификации мастера. Еще одним условием становится щадящая эксплуатация реставрированных изделий на высокоскоростных режимах движения, особенно при маневрах. В любом случае право выбора между покупкой нового автодиска или ремонтом остается за автовладельцем.

Более подробно о некоторых практических моментах ремонта литых дисков, от сроков до цен: remdisk.ru/remont-lityh-diskov-v-spb.html

1nsk