Для перевозки сыпучих и жидких грузов используются специальные тары – танк-контейнеры. Они сделаны в виде цистерны из нержавеющей стали и рамного каркаса. Подразделяются контейнеры на группы по типу грузов, допущенных к транспортировке (стандарты IMO).
Классификация по IMO
Для перевозки химикатов в жидком или сыпучем виде применяют танк-контейнеры IMO1. В основном их используют для транспортировки нефтепродуктов с высоким рабочим давлением. При изготовлении таких контейнеров соблюдаются высокие требования законодательства РФ по производству емкостей для перевозки нефти и продуктов нефтепереработки.
Требования к производству танк-контейнеров IMO1 в первую очередь направлены на обеспечение предельно высокой безопасности для хранения и перевозки жидких химических веществ. По правилам толщина стенок таких емкостей – до 7 мм при вместительности от 15 до 30 тысяч литров. Внутреннее рабочее давление – до 6 атмосфер.
Обязательно устанавливаются специальные приборы контроля и датчики давления, чтобы обеспечить максимальную безопасность транспортировки. Большинство цистерн данного типа оснащаются верхней системой слива.
Категория IMO5 подходит для транспортировки сжиженного или сжатого газа. Такие танк-цистерны способны выдержать давление до 7 бар. Точных стандартов по внутреннему давлению не предусмотрено, так как газообразные среды различны по физико-химическим свойствам. Подбирают цистерны индивидуально для каждого конкретного случая.
Классификация танк-контейнеров по Portable Tank Instruction
Помимо классического разделения моделей железнодорожных цистерн, существует классификация по системе кодировки Т-кодов, признанных во всем мире. К основным вариантам танк-контейнеров относят:
- Т11 – внутреннее допустимое давление до 4 бар, разгрузка снизу (аналог IMO1 старого образца);
- Т14 – с внутренним давлением до 4 бар и верхней разгрузкой;
- Т4 – с допустимым давлением до 1,77 бар;
- Т50 – для транспортировки газообразных сред.
Дополнительно все танк-контейнеры разделяются по сферам применения. Такие классификации необходимы для максимально точного и корректного определения нужной цистерны.
Разновидности по сферам применения
- Химические танк-контейнеры необходимы для транспортировки опасных грузов. В них недопустимо перевозить продукты питания. После каждого использования тары моют специальными очистителями, проводят полную дегазацию внутренней емкости. Работы по очистке контейнеров проводит квалифицированный персонал в специальной защитной одежде.
- Изотермические модели производятся из нержавеющего стального сплава. Они могут оборудоваться специальными паровыми, электрическими или автоматическими системами подогрева. Такие цистерны считаются адаптированными под разные виды транспорта. В них можно перевозить грузы по автомагистрали, железной дороги или по морю.
- Танк-контейнеры с паровой рубашкой незаменимы для транспортировки жидкостей в зимнее время года. Постоянный подогрев не дает жидкостям затвердеть, что облегчает систему выгрузки на станциях прибытия.
- Пищевые модели используются только для транспортировки спиртосодержащих продуктов, растительных пищевых масел, жидких пищевых добавок, питьевой воды, молока и других «съедобных» жидкостей. Применения таких танк-контейнеров для перевозки химикатов недопустимо.
- Многосекционная цистерна необходима для перевозки сразу нескольких вариантов жидкости. Она разделена на 2-3 отсека, отделенных друг от друга специальными плотными стальными перегородками.
Выбор танк-контейнера чаще всего ложится на плечи грузоперевозчика, знающего особенности каждого вида грузов.