Розничная торговая сеть (ТС) – это несколько торговых точек, которые находятся под общим управлением, имеют одну для всех службу сбыта и закупок, а также предлагают схожий ассортимент товаров. При этом два магазина – уже сеть, но на этом компании-ритейлеры обычно не останавливаются и продолжают развиваться, открывая новые точки.
Как растут ТС и почему?
Новые магазины компания открывает самостоятельно или приобретает действующий бизнес путём слияния или поглощения. Но наиболее интересен для владельцев – франчайзинг (продажа франшиз). Такой вид коммерческих отношений позволяет открывать новые точки с меньшими расходами и рисками.
По данным ShopAndMall https://shopandmall.ru/ в развитых странах торговыми сетями захвачено 70% рынка, в России – 40-50% (насчитывается 2800 ритейлеров, из них порядка 900 работают по франшизе), и эта цифра стремительно растёт. Обусловливается это тем, что:
- Чем больше сеть, тем больше товара нужно закупить. Это экономит транспортные издержки и позволяет получать от поставщика или производителя значительную скидку.
- Управление крупной торговой сетью, как правило, находится в руках профессионалов и реализуется на высоком уровне. Благодаря этому удаётся избежать многих ошибок, которые часто допускает руководство обычных магазинов.
- Есть возможность объединить оптовую и розничную торговлю, что также выгодно для ритейлера.
- Экономия на рекламе, ведь она разрабатывается и запускается для нескольких магазинов сразу.
Всё это позволяет увеличить прибыль. Мировой и российский опыт показывает: наиболее эффективна ТС, состоящая из 20 и более магазинов.
Виды и примеры
Есть много видов розничных торговых сетей, прежде всего, это стационарные и нестационарные. Стационарные ведут торговую деятельность в специально оборудованных помещениях: больших и маленьких. Например, гипермаркеты «Ашан» или небольшие мясные павильоны «Уральский богатырь». Нестационарные – мобильные передвижные точки, которые возможно привозить/увозить, собирать/разбирать. Например, автоприцепы и цистерны с мясными и молочными продуктами, лотки с мороженым, цветами и т. д.
ТС бывают региональные и федеральные: первые ведут бизнес в регионе, вторые – в федеральном округе. Региональные сети, которые работают над стратегией развития, могут стать федеральными. Так стало с супермаркетом «Магнит». Первые точки продаж были открыты в 1996 году на Юге России, к 2018 году сеть охватила 2808 населенных пунктов в семи федеральных округах.
Классифицируют ТС и в зависимости от ассортимента. По этому признаку выделяют:
- Специализированные. Реализуют товары одной группы (магазин «М.Видео», обувной салон «Эконика»).
- Комбинированные. Предлагают товары двух-трёх родственных групп. Яркий пример – любой сетевой магазин товаров для детей, в котором продаются одежда, обувь, игрушки. Это разные группы товаров, но они связаны общностью спроса.
- Универсальные. Продают разные группы товаров, продовольственные и непродовольственные (супермаркет «Перекресток», универмаг «Стильный город»).
Видов и примеров много. В целом, розничная ТС – это все те магазины, которые встречаются в каждом районе города. Мы ходим туда постоянно, т.к. там можно купить всё необходимое с минимальными затратами сил и времени.