Материал пользуется популярностью на взлетно-посадочных полосах, в парковых зонах, тяжелой и легкой промышленности. Им обустраивают складские помещения, частные владения и многое другое. В зависимости от предназначения и предстоящих нагрузок, смесь имеет разные свойства и структуру, но каждая разновидность обладает неоспоримыми преимуществами – прочность, надежность, выносливость, сцепляемость с колесами, долговечность. Методика асфальтирования подбирается исходя из множества факторов — тип смеси, метеорологические показатели (время года, среднесуточная температура и относительная влажность), площадь территории, предстоящие эксплуатационные нагрузки.
Виды смесей
Подразделяется на 2 основных типа:
- Искусственная смесь. Производится посредством перегонки сырой нефти и битума. Назначение – возведение различных дорог. Отличительная особенность – низкая стоимость.
- Природный раствор. Изготавливается из ископаемого материала, который содержит большое количество углерода и добывается на поверхности земли около нефтяных залежей.
В зависимости от компоновки (на основании стандартов ГОСТ 9128-2009), существуют следующие марки:
- №1 состоит из песка или отсева, битума, минерального наполнителя и щебня. Гравийное покрытие достаточно плотное, поэтому при благоустройстве дорожного полотна используется в качестве выравнивающей базы. Активно применяется для других поверхностей.
- №2 изготавливается из дробленого отсева, битума, щебня, песка и порошка минерального происхождения. Плотность – средняя, сфера применения – автомагистрали, паркинги, различные площадки и т. д.
- №3 обладает наиболее высокой плотностью, состоит из таких же компонентов, как марка №2, но не используется щебень. Назначение – взлетно-посадочные полосы, автомагистрали с мощными нагрузками.
Благодаря процентному содержанию наполнителей, дорожно-строительная масса делится на категории А, Б, В, Г, Д.
Технологические особенности укладки
Осуществляется такими способами:
- Метод холодной укладки рекомендован для ремонтных работ на дорогах, мощения подъездных и придомовых участков, а также территорий с незначительными нагрузками. Используется при температуре воздуха до -30 градусов, просто и быстро укладывается, не требуется применение сложной техники. Но есть и минусы: высокая цена, неустойчивость к значительным нагрузкам и влажности. Продается в сыпучем виде, поэтому крошку распределяют по основной траншее в 2 слоя, после чего укатывают. Есть варианты готового материала в форме пластов, которые накладываются на щебеночно-песчаную подушку.
- Горячая методика предполагает применение специализированного оборудования, так как смесь распределяется по основанию в горячем виде (температура +120 градусов). Назначение – автотрассы и поверхности для больших нагрузок. Преимущества: выдерживает высокую влажность, отличается максимальной долговечностью и прочностью. Особенность – трасса получается без стыков. Нанесение осуществляется следующим образом: в устройство засыпаются компоненты, которые подвергаются расплавлению, после чего смесь выливается на основание и укатывается.
Этапы проведения работ
Изначально осуществляются подготовительные процессы – расчищается территория, производится планировка, устанавливаются маячки. После этого проводятся такие действия:
- Создается котлован. Для этого нужно снять спецтехникой определенный слой почвы (в зависимости от типа дороги), после чего дно разравнивается и утрамбовывается.
- Монтируется подушка. Днище котлована засыпается песком и разравнивается посредством дорожных грейдеров. Для упрочнения основания при трамбовке необходимо добавлять воду. Далее укладывается геотекстильный материал, выступающий в качестве дренажа. После этого засыпается щебень определенной фракции в 1-3 слоя. Проезжая часть подвергается расклинцовке. То есть, на песчаную подушку укладывают крупный гравий (максимум 70 мм), сверху – среднезернистый (до 40-ка мм) и только потом самый мелкофракционный щебень (5-20 мм). Это необходимо для заполнения пустот. Конечный этап создания основания предполагает многоразовую утрамбовку и заливку жидким битумом.
- Наряду с мощением подушки устанавливают бордюрный камень и водостоки.
- Укладывается асфальтная смесь одним из способов, после чего поверхность утрамбовывается и разравнивается.
- Обязательно наносится дорожная разметка.