Каждый итальянский регион может похвастаться своими фэшн-достижениями. Умбрия — кашемировыми вещами, создаваемыми такими компаниями, как Lamberto Losani и Brunello Cucinelli, а расположенный по соседству Марке — кожаной обувью. Здесь, в трех часах езды от Рима, среди холмов расположено множество кожевенных предприятий разного формата и разной степени известности. Среди самых знаменитых Santoni, Attilio Giusti Leombruni и Tod’s, владеющее брендами Hogan и Fay, а также одноименным. Уже ясно, что регион Марке предлагает очень разнообразную обувь: строгую мужскую, изящную женскую, энергичную молодежную…
«Делать хорошую обувь — словно делать сыр»
Марке славится и своим сыром, особенно пекорино, поэтому неудивительно, что генеральный директор Santoni Джузеппе Сантони сделал такое сравнение в одном из интервью Robb Report. Также в Марке создают отличное вино и оливковое масло, и принцип созревания деликатесов словно проник в местную модную индустрию. В Santoni используется метод Goodyear Bologna, который требует 3 недели для сшивания частей обуви, когда в конце соединяется подошва и верх. Джузеппе Сантони продолжает: «Чем дольше кожа покоится на колодке, тем лучше обувь, и чем дольше созревает сыр, тем он лучше».
До Второй мировой войны Марке был в значительной степени сельскохозяйственным регионом, затем многие фермеры пожелали, чтобы их дети получили навыки за пределами этой области, как в случае с дедом Джузеппе — он отправил сына работать на обувную фабрику, а в 1975 году тот создал собственную мастерскую в семейном гараже. Сейчас Андреа Сантони под 80 лет, он продолжает усердно работать, используя богатый опыт для решения производственных вопросов, и это в очень технологичном заводе. Хотя настала эпоха автоматизации, в Santoni, как и в Attilio Giusti Leombruni и Tod’s, можно увидеть, как работники покрывают хлопковые нити клеем и воском для водонепроницаемости, вырезают деревянные колодки, красят кожу обыкновенными кисточками.
Ручной труд очень важен на этих фабриках, при этом они, несомненно, современные. Диего Делла Валле, директор Tod’s, которая в 2020 отпразднует столетие, в качестве напоминания о том, как все начиналось, хранит маленький сапожный верстак и ящик с потрепанными инструментами. Причем эти инструменты годятся, чтобы продолжать писать историю Tod’s. Изменились стены — теперь речь о светлых и даже богемных зданиях, — а основа осталась прежней. Диего Делла Валле тоже рос, наблюдая, как его отец и дед занимаются обувным ремеслом: «Мы работаем в одном регионе уже 100 лет, наша мечта осталась неизменной: делать лучшие кожаные продукты». Среди прославленных изделий компании водительские мокасины Tod’s Gommino со 133 резиновыми шариками на подошве, созданные в 1970-е, и кроссовки Hogan Traditional, одни из первых представителей кэжуал-шика и спорт-шика, появившиеся в 1986 и позволившие марке Hogan развернуться в мире.
Если две эти компании занимаются мужскими и женскими моделями, то итальянская обувь Attilio Giusti Leombruni, или AGL, исключительно женская. И на сегодняшнем этапе ключевыми фигами компании выступают три женщины, три сестры: менеджер по продажам Сара, менеджер по связям Вера и дизайнер Марианна. Они тоже росли под музыку обувных молоточков, поскольку компания была основана в 1958 году их дедом Пьеро Джусти, а затем ей стал управлять его сын Аттилио Джусти с женой Кьярой Леомбруни. Предприятие постепенно переходило под управление следующего поколения, так, Марианна создает обувь для него с 2009 и делает элегантно-кокетливые модели, и этот переход был интересным. О том, что все прошло успешно, свидетельствует, что в числе тех, кто часто носит обувь AGL, Джиджи Хадид, Мила Кунис, Стелла Тенант, Мэгги Джилленхол и многие другие знаменитости. Конечно, звездным вниманием пользуются и Santoni с Tod’s.
Вот что говорит Сара о секретах AGL, и нечто подобное явно могли бы сказать Джузеппе Сантони и Диего Делла Валле: «Больше чем 20 лет наша компания закупает материалы напрямую у поставщиков, которые производили кожу и подошвы для AGL еще когда дед стоял во главе. Преданность поставщикам один из наших секретов, второй — тщательный контроль каждого производственного этапа». Вот что сказала в том интервью Fashionista о концепции Вера: «AGL — это творческий шик, это женщина, которая сама адаптирует современную моду под собственный стиль, стиль, который является желанным, но не выставляемым напоказ. Наше мнение в том, что обувь никогда не должна быть слишком трендовой или яркой, но всегда классической». А вот что говорит Джузеппе Сантони: «Мы делаем обувь, которую клиенты компании хотят носить как минимум ближайшие 10 лет. Фирменная обувь Santoni — монки с двойным ремешком — имеет идеальные пропорции длины и ширины, это элегантность без привлечения повышенного внимания к ногам».