Российский союз автостраховщиков (РСА) предложил ввести гарантийный срок для ремонта, выполненного в рамках процедуры натурального возмещения вреда от ДТП. Предполагается обязать СТОА в течение 6 месяцев устранять все недоработки и недостатки, выявленные в процессе эксплуатации отремонтированного ими транспортного средства, ранее пострадавшего в автоаварии. К тому же РСА предлагает страховщикам перечислять деньги за ремонт авто лишь после того, как СТОА предоставит подписанный потерпевшим акт приёма-передачи отремонтированного транспортного средства.
Не исключено, что в скором будущем в Новосибирске изменится порядок получения потерпевшими в автоавариях компенсации по договорам ОСАГО. Денежная выплата может перестать быть преимущественной формой. На её место «претендует» натуральное возмещение – ремонт автомобиля на СТОА. Но пока не определены даже границы ответственности между страховщиками и авторемонтными станциями за некачественный ремонт автомобиля. РСА, предлагая ввести гарантийные сроки, считает, что ответственность за ремонт транспортного средства должна полностью лежать на СТОА.
Кроме того, РСА настаивает, чтобы последствия некачественного ремонта (в том числе экспертизы, повторный ремонт и судебные издержки) устранялись за счёт СТОА. Срок проведения экспертизы качества ремонта, по мнению профобъединения страховых компаний, не должен превышать 5 дней, а срок ответа на досудебную претензию страхователя – 10 дней. В случае обнаружения нарушений технологии ремонта страховщик обязан организовать повторный ремонт на этой же или на другой СТОА. Союз настаивает также на стандартизации процедуры «страхового» ремонта.
Напомним, натуральная форма возмещения вреда от ДТП призвана улучшить ситуацию в сегменте обязательного автострахования. «Автогражданка» низкорентабельна, говорят страховщики и хотят, чтобы ОСАГО в Новосибирске подорожало в 2016 году как минимум на 25%. Однако Банк России выступает против коррекции тарифов, полагая, что необходимо сокращать расходы страховщиков, а не наращивать «поборы» со страхователей. Одним из способов сократить издержки страховых компаний и является введение натуральной формы возмещения вреда от ДТП.
По мнению инициаторов введения «натуры», последняя позволит существенно сократить объёмы страхового мошенничества в сегменте «автогражданки». По разным оценкам, в настоящее время до 20% всех ДТП в Новосибирской области являются фиктивными. Введя «натуру», удастся избавиться и от так называемых «автоюристов». Последние скупают у потерпевших в ДТП права требования по договорам ОСАГО, полунезаконными способами завышают ущерб и активно судятся со страховщиками. В 2015 году «автоюристы» лишили страховщиков России почти 15 миллиардов рублей.
Отметим, что ОСАГО в Новосибирске подорожало в 2016 году в среднем на 5%. Однако произошло это не вследствие роста тарифов, а из-за неверного определения некоторыми страховщиками скидки за безаварийную езду (КБМ). Такие ситуации возникают из-за того, что страховые компании часто вносят информацию в единую базу данных страховых договоров и страховых случаев с ошибками, или не вносят её вовсе. РСА в настоящее время проводит работу с участниками рынка и в ближайшее время обещает восстановить КБМ всех автомобилистов. Однако о каких-либо гарантиях, как и в случае с «натурой», пока речи не идёт.
Требуйте гарантии от страховщиков ОСАГО!
РСА настаивает на том, что ответственность за качество ремонта автомобилей по ОСАГО должны нести станции техобслуживания. Актуальность вопроса связана с ожидаемыми нововведениями, касающимися натураль