Как сказался кризис на столичном рынке дата-центров, изменились ли цены, на каком уровне оказался спрос на услуги ЦОД в Москве, TeleсomDaily выясняло у аналитиков и участников рынка.
Сколько-сколько?
По данным аналитического агенства IKS-Consulting, число дата-центров в Москве и области составляет около 85, с учетом введенных в эксплуатацию в 2014 году. Однако четыре дата-центра в прошлом году пришлось закрыть. При этом аналитик агентства Елена Ершова отметила, что приведенная цифра требует уточнения, так как в России нет единой терминологии в отношении понятий ЦОД и «площадка». Часть крупных операторов услуг ЦОД, то есть владельцев площадок, озвучивает каждую вводимую в эксплуатацию очередь ЦОД как отдельную площадку, что более корректно, а другие — как всё тот же дата-центр. «Этим и объясняются разночтения в подсчётах экспертов»,- пояснила она.
По данным IKS-Consulting, за первый квартал 2015 года в столице был введен в эксплуатацию только один ЦОД, принадлежащий компании DataLine. Ершова пояснила, что такая низкая активность объяснима прежде всего сезонным фактором.
«Проектный график и логистика таких инженерно-сложных проектов, как правило, предусматривает окончание монтажа и отделки в конце весны – начале осени. Именно на этот срок в 2015 году и был запланирован ввод в эксплуатацию нескольких значимых для рынка дата-центров»,- прокомментировала она.
Кроме того, по словам Ершовой, зимние колебания курса валют заставили пересмотреть планы по запуску площадок, строительство которых началось в конце прошлого года.
Спрос есть
Что касается цен на услуги, то, по словам аналитика, официально они оставались неизменными, но при общении напрямую с заказчиком поставщики услуг ЦОД предлагали условия, адаптированные под экономическую и конкурентную нестабильность, которая особенно ощущалась в минувшем декабре-феврале.
«Конкурентная ситуация на рынке предложений ЦОД очень сильно зависит от того, кого именно владелец ЦОД хочет видеть в числе своих клиентов. Если это солидный корпоративный клиент, предъявляющий жесткие требования к качеству услуги, то вписаться в систему его ожиданий бывает весьма сложно. Так или иначе, наполнение дата-центров, оснащенных качественной инженерной инфраструктурой, идет довольно активно. Найти место под размещение нескольких стоек для организации ЦОДа в ЦОДе бывает проблематично уже через несколько месяцев после ввода машинного зала в эксплуатацию.
«Упоминая о влиянии валютных колебаний на рынок ЦОД, стоит отметить, что поставщики инженерных решений тоже гибко отреагировали на изменение экономической ситуации в этот период и при заключении новых контрактов на инженерное оборудование готовы были идти на серьёзные уступки», — добавила Ершова.
Директор по связям с общественностью компании «Селектел» Александр Вечерский пояснил, что нынешняя модель потребления услуг ЦОД определяет структуру рынка — площадки должны располагаться рядом с бизнесом, а он сконцентрирован в столицах. В сети компании «Селектел» один дата-центр расположен в Москве и пять в Петербурге.
По словам Вечерского, на долю Москвы приходится около 70% всех имеющихся серверных площадей. «Здесь очень высокий уровень конкуренции. При этом нельзя сказать, что существующий спрос удовлетворен в полной мере», — добавил он.
Спрос на услуги дата-центров сохраняется даже на фоне кризисных явлений, отметил Вечерский. «С падением рубля компаниям стало еще дороже создавать, обслуживать и развивать собственную ИТ-инфраструктуру. Предприятия, еще недавно не рассматривавшие аутсорсинг, будут вынуждены отказываться от планов строительства или замораживать уже начатые проекты и обращаться к услугам операторов коммерческих дата-центров», — прокомментировал он.
ЦОДы ответили на кризис оттепелью
С резким удорожанием евро и доллара российские клиенты зарубежных хостинговых компаний — арендаторы ,воспользовавшиеся услугой выделенный сервер и облачный ресурс — начали массово переносить свои проекты на отечественные платформы. «Если до сентября прошлого года хостинговое направление «Селектел» росло на 35–40% в год, то все последующие месяцы мы фиксируем темпы роста, которые выше в 2,5–3 раза», — добавил Вечерский.
Директор центра сетевых решений компании «Инфосистемы Джет» Сергей Андронов отметил, что с кризисом IT-компании перевели свои тарифы в рубли: если происходили какие-то изменения в тарифах, то они не имели привязки к изменению курсов валют. «Но на моей памяти нет ни одного collocation-провайдера, который бы за последние полгода существенно поменял свои цены», — добавил он.
По его словам, в первом квартале 2015 года завершались те стройки, которые к моменту кризиса достигли «середины своего пути» и необходимое оборудование было уже заказано и оплачено. В остальных же случаях рынок столкнулся с бумом запросов по пересмотру технических решений по построению дата-центров. «Основная цель ‒ найти альтернативное решение с использованием альтернативных вендоров, оптимизация используемых решений, позволяющая остаться в рамках запланированного бюджета», — пояснил Андронов.