Принятая 6 июля в третьем чтении поправка в закон «О рекламе» претерпела со времен первого чтения большие изменения. Раньше было: «Реклама алкогольной продукции не должна размещаться на сайтах в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”, зарегистрированных в качестве средств массовой информации…» Теперь просто: «Реклама алкогольной продукции не должна размещаться на сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Сейчас поправка проходит согласование в Совете Федерации.
Опрошенные «Ведомостями» участники рынка в недоумении. Следует ли считать сайт компании-производителя или конкретного алкогольного бренда информационными материалами о товаре или его рекламой, спрашивает директор ЦИФФРА Вадим Дробиз. Он напоминает, что согласно закону «О рекламе» реклама — «это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке». Под это определение при желании можно притянуть все что угодно, считает эксперт.
Закон принимался в спешке, без консультаций с производителями и интернет-компаниями и очевидно, что он будет работать с огромным количеством нарушений как со стороны рекламодателей, так и контролирующих органов, считает представитель Efes Rus Кирилл Болматов. Не понимает, как применять закон, и представитель «Синергии». На прошлой неделе с просьбой вернутьзаконопроект на доработку выступил председатель совета Союза пивоваров Вячеслав Мамонтов в открытом письме к Владимиру Путину.
Такой запрет вообще работает не против пьянства, а за него, считают участники рынка. Он противоречит антиалкогольной концепции, действующей уже три года в стране, рассуждает президент Союза виноградарей и виноделов России Леонид Попович: невозможно в одночасье превратить население в трезвенников, но можно сделать это по примеру других стран, постепенно снижая крепость потребляемого алкоголя. «Но что теперь делать производителям качественных вин, которые стали появляться у нас в стране в последние два-три года, если не будет вообще никакой возможности донести информацию о продукте до потребителя?» — задается вопросом Попович.
Совладелец винных бутиков «Винотека.ру» Андрей Григорьев отмечает, что запрет на рекламу в первую очередь отразится не на массовом рынке алкогольных напитков — их ассортимент хорошо представлен в сетевой рознице, а на продажах алкоголя выше среднего уровня. Такие бренды продаются преимущественно через интернет-магазины, к целевой аудитории которых не относятся потребители суррогатов или водки по минимальной розничной цене, объясняет Григорьев.
Но жесткость закона может быть смягчена трудностью его исполнения. Большинство опрошенных «Ведомостями» игроков негодуют, но пока не собираются закрывать свои страницы в сети. Попович предлагает дождаться, как истрактует закон его исполнитель — Федеральная антимонопольная служба (ФАС).
Заместитель начальника управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС Татьяна Никитина говорит, что служба еще не определилась, как будет бороться с нарушениями в интернете.
За нарушение закона о рекламе полагается штраф (см. врез). Но что если сайт зарегистрирован не в России? Да и в рунете запреты практически не действуют: поступит провайдеру указание закрыть один сайт, а этот сайт появится под другим именем, рассуждает сотрудник одной из дистрибуторских компаний. Большинство российских алкогольных интернет-магазинов, напоминает собеседник «Ведомостей», и так работают, по сути, нелегально, поскольку дистанционная торговля алкоголем в России запрещена.