Группа исследователей из канадского Университета Виктории, в которую вошел стажер из Пекинского университета, разработала систему для эффективного обнаружения платных постеров. Речь идет о пользователях, которые за небольшую плату размещают нужные заказчику комментарии и записи на популярных форумах или блог-платформах.
Чаще всего целью таких записей является реклама или антиреклама определенных ресурсов и сервисов. Так как подобные вещи запрещены в большинстве дискуссионных групп, постеры действуют скрытно, прикидываясь обычными пользователями.
В результате возникает непростая задача – кому верить? Действительно ли фильм, который хвалят или ругают на форуме, плох? Проплачен ли отзыв о данном продукте? Не за деньги ли тысячи людей наставили минусов популярному товару в интернет-магазине?
Разработка канадцев основана на данных из китайского сегмента Сети, где постоянно «проживают» свыше 450 миллионов пользователей. Китайских скрытых постеров называют «интернетной водяной армией», подразумевая, что призванные в нее наемники занимаются флудом (в буквальном переводе с английского flood – наводнение).
В Рунете таких людей называют утконосами — по названию сети магазинов, которая развернула в ЖЖ в 2007 году скрытую рекламную кампанию с помощью проплаченных постов.
Существует, впрочем, и небольшая межкультурная разница в терминологии. Утконосы зачастую – авторитетные блогеры, пытающиеся выдать рекламные посты за собственное мнение. Рангом ниже находятся граждане, которые направляют дискуссии в нужную сторону или представляют определенную точку зрения. Еще ниже – платные рядовые постеры, разбрасывающие «мнения» по форумам (разные PR-агентства используют для их обозначения разные термины, но сама процедура обычно зовется посевом). Самую низкую ступень иерархии занимают спам-роботы, которые могут автоматически рассылать тысячи однотипных сообщений в самые разные места.
Членами китайской водяной армии обычно являются безработные или студенты. Они получают от 30 до 50 центов за каждый опубликованный комментарий или пост. Сюйдун Чжан, стажер из Пекинского университета, немного поработал под прикрытием, внедрившись в водяную армию под видом платного постера.
Система работы проста и надежна. Армия выполняет одно задание за другим по списку. За выполнением задачи следит управляющий, под началом которого находятся четыре команды, за каждой из которой закреплены свои обязанности.
Первая, «тренировочная», составляет расписание для постеров, раздает им свежесозданные логины с паролями, указывает, что и где размещать. Вторая, собственно постеры, размещает контент. Третья, отвечающая за связи с общественностью, убеждает веб-мастеров и администраторов ресурсов не удалять опубликованные сообщения. Иногда они даже стимулируют веб-мастеров, получая в обмен, например, подсветку проплаченных сообщений. Наконец, ресурсная команда занимается созданием фальшивых учетных записей, а также пишет шаблоны для записей – они должны быть качественными, и поэтому создание текстов с нуля не всегда доверяют постерам.