Сегодня Пресненский суд Москвы начнёт рассматривать по существу иск российских академиков о защите чести и достоинства к Виктору Петрику.
Учёные требуют от скандально известного ученого и предпринимателя возмещения морального вреда. Но это далеко не последнее судебное разбирательство.
Впереди ещё суд в Санкт-Петербурге, инициатором которого стал теперь уже Петрик. У него запросы масштабней — несостоявшийся обладатель Нобелевской премии потребовал около миллиарда рублей упущенной выгоды за то, что в Российской академии наук его изобретения назвали шарлатанскими.
Коллекция спортивных машин, часы из черных бриллиантов, имение под Санкт-Петербургом, площадью в несколько гектаров, производственные цеха в соседней Морозовке и несколько лабораторий, одна из которых летняя, в Италии, — все это, как утверждает Виктор Петрик, создано на деньги, полученные в основном за его открытия и изобретения.
Он уверяет, что сделал броневую керамику (шпинель), вырастил кристаллы, получил нанотрубки и придумал уникальный способ очистки воды при помощи углеводородных фильтров, которые стали в итоге фильтрами раздора.
Академики вначале поддержали проект, утверждает Петрик, демонстрируя подписи ученых. Но потом передумали. В прошлом году комиссия РАН провела свое исследование. Очистить воду от нефти ей удалось, но получить из нее питьевую — не вышло. В ней остались микробы и вредные соединения, подытожили академики. И добавили, что такие же результаты получены специалистами по водоснабжению в разных городах страны. Ученые назвали изобретение шарлатанским и вредным для здоровья. После чего российское правительство отказалось от планов использовать фильтры Петрика в федеральной программе «Чистая вода», бюджет которой около 330 миллиардов рублей. По словам физика Эдуарда Круглякова, тогда Виктор Петрик перешел на личности.
«У меня уже старческое слабоумие, которое дополняется бытовым пьянством. Такие вещи спускать нельзя. Господин Петрик распоясался окончательно, думает, что он ученый, хотя никакого отношения к науке не имеет, это печально, что некоторые высокопоставленные чиновники считают его светочем», — возмущается председатель Комиссии по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований Эдуард Кругляков.
За очернение своей продукции и упущенную выгоду Виктор Петрик потребовал от академиков около миллиарда рублей. Среди досадивших ему был и Евгений Александров, физик, которого он даже хотел взять к себе на работу, но тот в ответ прислал письмо.
В начале было слово, а дальше был иск. Уже от академиков. За оскорбление чести и достоинства они потребовали от Петрика около двух миллионов рублей. Обе стороны конфликта стали обвинять друг друга в информационной войне. Петрика уличили в подтасовке фактов, а он обвинил академиков в конспираторском заговоре против всей России, уверяя, что ими кто-то руководит, а центр зла находится в США.
«Это человек с огромными связями, деньгами, привык передёргивать факты, занимался кражей электронной почты и пытался найти компромат», — говорит Евгений Александров, физик-экспериментатор, академик РАН.
Он считает, что у него украли Нобелевскую премию. Через день после ее вручения, утверждает Петрик, он получил патент уже на промышленное производство этого углеродного материала. А открыл его намного раньше, что и описано, по его же словам, в книге американского ученого Харриса.
Евгений Александров: «Он (Петрик) организовал вклейку, вклеил свою страницу за 25 тысяч рублей, заплатил издательству, заявил, что Харрис признает его приоритет. А Харис, когда его спросили, сказал, что никогда не слышал ни о каком петрике».
История со взаимными оскорблениями, угрозами и разоблачениями длится не первый месяц. Все это становится похоже на судебную Санта-Барбару. Иск академиков против Петрика московский Пресненский суд только начал рассматривать, пока все ограничилось встречей адвокатов. Лицом к лицу обе стороны должны встретиться в Санкт-Петербурге через 6 дней 26 мая. Кировский суд решит, насколько обоснованы претензии Петрика к академикам РАН.