Можно говорить о постепенном завершении эры скачивания цифрового контента в интернете. Причиной этого является активное распространение ШПД не только в столицах, но и в регионах. Тем более что достаточно широко распространяются ресурсы, где можно посмотреть и послушать аудио/видео в достойном качестве с соблюдением всех авторских прав. Отдельно на их постепенное уменьшение влияет пользовательский интерес к онлайновому телевидению. В целом, новые технологии привлекают пользователей все больше. Это примерно в той же мере касается и финансовой активности российских пользователей.
По данным собственных онлайн-опросов пользователей RUметрика представляет данные об активностях пользователей сети в интернете. Представлены рейтинги наиболее часто совершаемых действий российских пользователей онлайн.
КЛЮЧЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ СЕТЕВОЙ АКТИВНОСТИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ РУНЕТА
-> Чаще всего пользователи рунета читают новости, пользуются электронной почтой, поисковыми системами, смотрят прогноз погоды онлайн и общаются в ICQ
-> Читать блоги и писать в них предпочитают 47-56% пользователей, смотрят видео в сети 47% населения, качают музыку 40% интернетчиков
-> Приблизительно каждый третий пользователь производит в сети финансовые операции, покупает онлайн и расплачивается за товары и услуги
-> У суточной интернет-аудитории за полгода выросла финансовая активность в сети
-> Возросла доля любителей онлайн-ТВ, онлайн-игр, участников блогов и форумов
-> У месячной интернет-аудитории за полгода выросла доля проводимых банковских и финансовых операций онлайн, а также коммуникативная активность
-> Просмотр и скачивание видео и музыки онлайн за полгода сократился в среднем на 9-15% у суточной аудитории и 13-20% — у месячной
Мартовский опрос RUметрики продолжает анализ интернет-активностей россиян, начатый еще в прошлом году. Сравнивая полученные в сентябре 2009-го и марте 2010-го года ответы пользователей на вопрос, каким занятиям в интернете они предаются ежедневно, получаем изменения активности респондентов в тех или иных направлениях сетевой деятельности, динамику их вкусов, потребностей и интересов.
За полгода, прошедшие с момента предыдущего исследования, доля россиян, ежедневно читающих новости онлайн, практически не изменилась и по-прежнему составляет чуть более 70%. Электронной почтой по-прежнему пользуются 64% опрошенных. Зато несколько выросла доля регулярно просматривающих прогноз погоды онлайн (+4%) – 59% сетевой аудитории. При этом поисковыми сервисами пользоваться стали несколько меньше – 50% против 51,5% (-3%).
Рисунок 1. Основные регулярные суточные занятия пользователей интернета в России
В целом за полгода, миновавшие с предыдущего опроса пользователей касательно их ежедневных занятий в интернете, меньше стало тех, кто общается в службах обмена мгновенными сообщениями (ICQ, QIP, GTalk и др. – минус 13%) , скачивает, либо просто просматривает фото/видео (-9%), музыку (-15%), размещает самостоятельно фото или видеоролики (-8%) и музыку (-24%), обновляет/загружает ПО (-11%), а также смотрит карты Росси и мира (-12%), пользуется различными онлайн-каталогами, рейтингами сайтов (-4%), а также проводит время на сайтах знакомств (-23%).
Без изменений осталась такая активность как чтение блогов, форумов, прочих сервисов с рекомендациями — этому занятию ежедневно предаётся примерно четвёртая часть пользователей из России (24%). А вот сами писать пользователи в указанных ресурсах стали чаще на 22%. Также ежедневная сетевая активность отечественных пользователей увеличилась в отношении онлайн-игр (+13%), просмотра онлайн-ТВ (+6%), проведения банковских и финансовых операций в сети (+4%), а также совершать покупки онлайн (+35%) и оплачивать товары или услуги через интернет (+37,5%).
Таким образом, налицо уменьшение суточной пользовательской активности в отношении скачивания цифрового контента, либо его потребления (просмотра, прослушивания) онлайн, однако при этом онлайн-ТВ стало набирать обороты. Большинство развлекательных направлений интернет-активности также стали менее востребованы, однако онлайн-игры по-прежнему продолжают развиваться и привлекать все больше сторонников и ценителей. И, наконец, в интернете стало больше тех, кто ежедневно совершает финансовые операции, причем не только зарабатывает, но и тратит. Информационная же потребность пользователей либо не изменилась, либо даже увеличилась – это касается как чтения новостей, так и блогов — форумов, постинг на последних.
Что касается месячной активности пользователей, то по-прежнему лидируют чтение новостей (77,4%), пользование электронной почтой (73,5%) и поисковыми сервисами (68,2%), просмотр прогноза погоды (72,1%). Пятая по частоте выбора ежемесячная занятость пользователей в интернете – общение в ICQ и подобных программах, занимает лишь 43% досуга месячной аудитории.
Рисунок 2. Основные регулярные ежемесячные занятия пользователей интернета в России
Изучая полугодовую динамику пользовательской активности, с уверенностью можно сказать, что с сентября 2009 года интерес рунетчиков к просмотру и скачиванию фотовидео и музыкальных файлов и их размещению в Сети резко упал. Установкой ПО стали заниматься реже. Наибольшей потерей аудитории может «гордиться» картографический сегмент интернета. Картами России и мира стали интересоваться на 41% меньше.
Положительные изменения затронули такие сферы онлайн-активности как общение в ICQ и других сервисах обмена мгновенными сообщениями (+26%), чтение блогов, форумов, сервисов с рекомендациями (+2%) и написание постингов в них (+25%), игры онлайн (+46%), а также посещение сайтами знакомств (+10%) и проведение банковских и финансовых операций онлайн (+36%).
Месячная динамика интернет-активности пользователей говорит уже о более существенных изменениях в поведении сограждан онлайн, некоторых закономерностях, прослеживаемых как в ежедневных занятиях онлайн, так и ежемесячных. Например, пользователи заметно меньше стали скачивать музыку в сети, также прослушивать ее онлайн, посматривать ролики в сети, реже, соответственно, их стали и размещать. Поутих интерес к картам в сети, равно как и к разнообразным каталогам. При этом блоги и форумы на пике популярности, равно как и интернет игры, финансовая деятельность в сети.
Уменьшение частоты покупок онлайн и оплат в сети за услуги и товары в ежемесячном разрезе скорее свидетельствуют о сокращении трат пользователей, тогда как рост доли расплачивающихся онлайн ежедневно – скорее о популяризации покупок в сети.
В целом, объединяя показатели активности суточной и месячной по разным направлениям, RUметрикой была выявлены величины интенсивности воспроизведении онлайн тех или иных сетевых занятий. Пятерка лидеров осталась неизменной: просмотр новостей (91% пользователей), пользование электронной почтой (88%), просмотр прогноза погоды (82%), обращение к поисковым системам (73,5%), а также общение посредством сервисов обмен мгновенными сообщениями (ICQ и т.п.) – 58% пользователей сети в РФ. Кроме того, боле половины пользователей читают блоги, форумы и сервисы с рекомендациями (56%), пользуются различными каталогами, рейтингами сайтов (54,5%).
Рисунок 3. Рейтинг занятий в интернете по интенсивности использования (отношение суточного использования к месячному, в %)
В пределах 46-48% российских интернет-пользователей довольно часто обновляют и устанавливают ПО, сами пишут в блогах, на форумах и подобных ресурсах, смотрят каты России и зарубежных стран, играют в онлайн-игры, а также просматривают фото и видеоролики онлайн.
Смотрят онлайн-ТВ 43,4% пользователей, а вот скачивают аудио и mp3-файлы 40%, пользователей, сами их распространяют в сети 35% опрошенных, размещают свои фото и видео 34% аудитории сети.
На долю банковских и финансовых операций приходится 33% пользователей, покупки совершают онлайн 32% опрошенных, оплачивают услуги и товары сети чуть менее 30% сограждан.