Была ли эта скорость постоянной или же она приобретена Млечным Путем сравнительно недавно, выяснить невозможно, однако, очевидно другое — увеличение скорости автоматически означает и увеличение массы, причем сразу на 50%. «Мы больше не думаем, что Млечный путь такой же небольшой, как галактика Андромеды, входящая в нашу локальную группу галактик», — говорит Марк Рейд, астрофизик из Центра астрофизики Гарварда.
Ученые говорят, что большая масса Млечного Пути означает и большее гравитационное воздействие внутри галактики и за ее пределами. Следовательно, «гравитационный магнит» Млечного Пути, притягивающий нашу галактическую соседку Андромеду, работает сильнее и скорость притягивания галактик выше. Новые расчеты, проведенные специалистами, показывают, что Солнечная система, удаленная от галактического центра на 28 000 световых лет, вращается вокруг него со скоростью не 805 000 км/час, как считалось ранее, а 966 000 км/час.
При помощи радиотелескопа VLBA (Very Long Baseline Array) гарвардские специалисты отследили расстояние и скорость движения почти 100 000 различных объектов, находящихся внутри нашей галактики. Свои выводы они представили сегодня на очередной научной сессии Астрономического сообщества США. Астрономы рассказывают, что наблюдали регионы, где во Млечном пути происходит процесс формирования молодых звезд. Здесь молекулы газа, под воздействием радиационного излучения выстраиваются в четкие ряды, примерно также, как фотоны света в луче лазера.
Именно эти регионы идеально «видны» радиотелескопу VLBA. В те моменты, когда наша планета занимает с точки зрения наблюдателя противоположное от Солнца положение, у специалистов появляется возможность измерить смещение этих дальних регионов по сравнению с другими объектами во Млечном Пути.
«Такой метод измерения при всей его простоте является очень эффективным, так как он не зависит от яркости исследуемого объекта. Он основан на смещении относительно какого-либо дальнего объекта с одной стороны и Земли с другой», — поясняет Карл Ментен, один из исследователей, принимавших участие в опыте.
В результате применения данной техники ученые пришли к выводу, что на ее основе также можно исследовать с недостижимой ранее точностью спиральные рукава Млечного Пути. «Эти прямые измерения пересматривают наше понимание о структуре и движении нашей галактики. Мы находимся внутри Млечного Пути, поэтому понять удаленные от нас структуры совсем нелегко. В случае с другими галактиками, нам достаточного одного, но внешнего взгляда на них», — говорит Ментен.
Телескоп VLBA оснащен системой точного позиционирования, поэтому он способен предельно точно определять смещение дальних объектов, движущихся по орбите вокруг центра Млечного Пути. Добавив эти данные к визуальным наблюдениям и смещению цветового спектра, астрономы получают полную 3D-картину передвижения того или иного космического тела, в том числе и региона, где формируются звезды.
«На основе этих данных мы также пришли к заключению о том, что большинство регионов, где происходят процессы звездообразования, не следуют по идеальным круговым орбитам вокруг центра галактики. Многие из них следуют по эллиптическим орбитам, другие различаются по скорости движения», — рассказывает Рейд. По мнению исследователей, такие странности вызваны различием в плотности материи в спиральных рукавах Млечного Пути.
Рейд с коллегами также обнаружили и другие сюрпризы. Измерив дистанцию до нескольких регионов в каждом конкретном рукаве галактики, астрономы смогли определить угол наклона рукавов, а также определить, что некоторые рукава нашей галактики заметно старше других и звезды в них разительно отличают по возрасту друг от друга.
Млечный Путь вращается быстрее, чем предполагалось
Пристегните ремни - мы быстрее, тяжелее, а столкнемся с нашими галактическими соседями через меньший промежуток времени, говорят астрономы из гарвардского Центра астрофизики.