* фото @NosovAlexey Twitter.com
Руководитель Федерального дорожного агентства Роман Старовойт встретился с вице-президентом Федерации Экстремальных и Технических видов спорта г. Новосибирска, инициатором общественного автопробега «От моря до моря» Алексеем Носовым.
Предметами обсуждения стали текущее состояние федеральных трасс, включая автодорогу «Амур» Чита — Хабаровск, а также вопросы организации весового контроля и эффективного расходования бюджетных средств.
* фото rosavtodor.ru
Участники автопробега «От моря до моря» в течение нескольких месяцев проехали 60% от общей протяжённости федеральных автодорог России (30 тыс. км из более чем 50 тыс. км.) Особое внимание общественники уделили состоянию трасс «Амур», «Лена» и «Колыма».
Следует отметить, что это не первая подобная встреча: в прошлом году (http://rosavtodor.ru/activity/123/5941.html) в рамках Общественного совета инициаторы автопробега уже докладывали о результатах своего проезда по дороге «Колыма».
На этот раз, по признанию самого Алексея Носова, ситуация на наиболее проблемных участках «Колымы» значительно улучшилась, в том числе благодаря налаженному конструктивному диалогу.
Первый вопрос, который интересовал инициатора автопробега Алексея Носова – это состояние федеральной трассы «Амур» Чита-Хабаровск и ход работ по ликвидации просадок, которые на отдельных участках автодороги не позволяют разгоняться до максимально разрешенной скорости. По словам Алексея Носова, который успел проехать всю трассу еще в начале лета текущего года, существует несколько версий происхождения просадок на дорожном полотне – от деградации вечной мерзлоты до недобросовестно выполненных работ подрядчиками и ошибок проектирования.
Разъясняя вопрос о возникновении просадок на федеральной дороге «Амур», Роман Старовойт подчеркнул, что все версии в той или иной степени соответствуют действительности в зависимости от участков самой трассы: «За 1,5 года работы на этой должности я 4 раза проехал всю трассу, поэтому знаю о проблеме не понаслышке. В 2010 году насчитывалось всего менее 30 просадок, которые поначалу наши подрядчики ликвидировали за свой счет в рамках гарантийных обязательств. При этом в 2014 году мы зафиксировали уже свыше 500 просадок на всей протяженности трассы».
В 2012 году проведена диагностика и обследование участков автодороги «Амур» в Забайкальском крае и Амурской области с разработкой проектной документации на ликвидацию деформаций. В результате проведения данной работы выявлено, что в основном деформации земляного полотна зафиксированы в местах водопропускных труб, на подходах к мостам, на высоких насыпях, в нулевых точках, на болотистых местах (марях), в местах распространения курумников («каменной россыпи»). Все вышеперечисленные факторы создают условия постоянной фильтрации поверхностных и грунтовых вод через насыпь и под ней, что является одной из основных предпосылок деградации высокотемпературных многолетнемерзлых грунтов основания земляного полотна с последующими деформациями тела насыпи. Это подтверждает, что основная причина этого явления – не в производственном браке, а в изменениях грунтово-геологических условий.
Чтобы управлять этой ситуацией, в Росавтодоре в свою очередь изменили условия содержания дороги и работают над ликвидацией просадок теперь уже в рамках плановых работ по ремонту и содержанию трассы. «На текущий момент на участке трассы от Хабаровска до Благовещенска все просадки устранены, далее до конца октября мы устраним их на всей территории Амурской области, — комментирует Роман Старовойт. — Кроме того, внесены изменения в условия содержания дороги «Амур». Так, например, в зоне вечной мерзлоты вдоль дорог запрещается косить откосы, поскольку трава предотвращает перегрев обочин солнцем, что провоцирует дальнейшее таяние грунта. Однако гарантий, что просадки не будут проявляться дальше, мы дать не можем и уже доложили об этом Президенту».
Примечательно, что образование просадок на трассе «Амур» стало предметом активного обсуждения в рамках научно-технического совета Федерального дорожного агентства, куда вошли ведущие российские и зарубежные ученые-мерзлотоведы. Так, например, в Канаде в подобных условиях просадки на дорогах наблюдаются около 30 лет, поэтому дороги первоначально строятся в грунтовом исполнении без асфальтобетонного покрытия. Такое покрытие устраивается позже после завершения природных процессов. За это время оттаивающие «линзы» постоянно подсыпают.
В Федеральном дорожном агентстве при проектировании и строительстве дороги «Амур» такое развитие природных процессов учитывалось, работы велись поэтапно, с устройством на первой стадии гравийного или щебеночного покрытия. Однако с учетом быстрого роста объемов перевозок на данном направлении, ускоренного развития и застройки придорожной полосы на многих участках трассы в целях безопасности необходимо было исключить образование пыли, характерное для грунтовых и гравийных дорог. Поэтому было принято решение об ускорении завершения строительства дороги в полном объеме с асфальтобетонным покрытием, и дорога была завершена в 2010 году в установленные сроки.
«Возможные альтернативные варианты – это строительство дорог в эстакадном исполнении или перенос проекта дороги на другие территории, однако оба варианта ведут к значительному удорожанию стоимости работ и по этой причине не представляются возможными на практике», — поясняют специалисты Росавтодора.
Еще один вопрос, который обсуждался в ходе встречи – дорожные работы на федеральной дороге Москва – Волгоград. По словам Романа Старовойта, весной 2014 года по трассе Москва – Волгоград были пересмотрены планы работ и поставлен вопрос о необходимости увеличения федерального финансирования. Данное решение главы Росавтодора стало еще более актуальным в свете сложившихся за последние полгода экономических условий и прогнозируемого увеличения перевозок продовольствия из южных союзных республик, которые приходятся на трассу Москва — Волгоград.
В ходе беседы была затронута еще одна ключевая задача Федерального дорожного агентства – обеспечение сохранности федеральных трасс и организация весового контроля в автоматизированном режиме. Так, в Республике Тыва почти 100% грузов перевозятся с превышением нормативных нагрузок. При этом существующий контроль, распределенный между разными ведомствами, неэффективен, а ущерб, причиняемый федеральным трассам, фактически никак не компенсируется. В этой связи Министерство транспорта Российской Федерации и Федеральное дорожное агентство инициировало изменения в нормативном поле. Главная задача этой работы — координация сфер ответственности разных ведомств: Ространснадзора, ГИБДД и Федерального дорожного агентства с целью исключения коррупционных рисков и перехода на полностью автоматизированный весовой контроль.
В завершении встречи Роман Старовойт выразил готовность к дальнейшему диалогу с представителями общественности и различными движениями, а также пригласил Алексея Носова к участию в обсуждениях в рамках предстоящего Госсовета в Новосибирске.
Источник: Федеральное дорожное агентство