19 апреля 2010 года исполнилось 40 лет с того дня, когда с конвейера сошла первая «копейка» ВАЗ 2101.
ВАЗ‑2101 «Жигули» – легковой заднеприводный автомобиль с кузовом типа седан, первая модель, выпущенная на Волжском автомобильном заводе. Прототипом машины стал итальянский FIAT-124, завоевавший в 1965 г. титул «Автомобиль года».
Конструкция была доработана с учетом советских условий – увеличен дорожный просвет, усилены подвеска и кузов, задние дисковые тормоза заменены на барабанные – как более стойкие к загрязнению и долговечные, добавлен «кривой стартер» (рукоятка завода двигателя).
Снаружи появилось наружное зеркало заднего вида (слева), ручки дверей стали утопленными. Была изменена конструкция двигателя – распредвал перенесен в головку, увеличено расстояние между цилиндрами (чтобы можно было наращивать их диаметр).
Масса автомобиля увеличилась на 90 кг. Всего было сделано более 800 изменений.
19 апреля 1970 г. на главном конвейере Волжского автомобильного завода был собран первый автомобиль. Самый первый экземпляр свёл с конвейера итальянский шеф-инструктор Бенито Гуидо Савоини. В сборке участвовали слесари Волжского автозавода. После 19 лет эксплуатации первый товарный автомобиль занял почетное место в музее Волжского автозавода.
Этот автомобиль – начальный представитель всей классики ВАЗов.
В 1974-1981 гг. выпускалась модернизированная версия модели 2101 – ВАЗ-21011. Сильнее всего изменилась модификация кузова ВАЗ-21011, получившая гораздо более удобные по форме передние сиденья и прогрессивные механизмы управления, а еще пепельницы, которые из задних подлокотников были перенесены, и стали находиться сзади на панели дверей.
Также данная модификация была дополнена более мощным 69-сильным мотором, имевшим рабочий объем 1,3 л. Данные машины имели другую решетку радиатора с часто встречающимися поперечинами, располагавшимися горизонтально, в нижней части панели передка находилось 4 специальных прорези для вентиляции. Бамперы стали изготавливать без клыков и на них по всей длине расположились накладки из резины.
На стойках кузова сзади стали располагать отверстия специальной вытяжной вентиляции салона, которые прикрывали оригинальными решетками, стоп-сигналы и поворотники получили отражатели. На автомобиль стали устанавливать сигнал заднего хода.
Спустя некоторое время начали изготавливать версию ВАЗ-21013, имеющую кузов 21011 и 1,2-литровый мотор ВАЗ-2101. «Милицейский» вариант ВАЗ‑21016 получил мощный 71-сильный (77 л.с. по старому ГОСТу) мотор ВАЗ-2103.
Экспортный вариант автомобиля назывался Lada-1200. Свыше 57 тысяч автомобилей были отправлены в страны социалистического содружества – ГДР, Чехословакию, Болгарию, Венгрию и Югославию. Вскоре «Лады» появились на дорогах ФРГ, Франции, Великобритании, Австрии, Швейцарии, Египта и Нигерии.
Всего АВТОВАЗ изготовил порядка 2,7 млн автомобилей ВАЗ-2101.
В 1981 г. ВАЗ 21011 был снят с производства. Его заменил ВАЗ-21013. Автомобиль ВАЗ-21013 внешне ничем не отличался от своих предшественников, основные изменения коснулись электрической части.
При всех своих недостатках ВАЗ-2101 сумел стать народным любимцем, получив от автовладельцев прозвище «копейка».
В 2000 г. на основании опроса порядка 80 тысяч автовладельцев (не только из России, но и из стран СНГ), который был организован журналом «За рулем», автомобиль ВАЗ-2101 воспринимался как самый лучший автомобиль века. Около 25% принявших участие в опросе лиц признали таким автомобилем «Копейку». На втором месте (19% голосов) оказалась «Волга» (ГАЗ‑21) и на третьем – «десятка» «Лады».
Благодаря своей неприхотливости, надежности и массовости, ВАЗ-2101 популярен и сегодня. Тысячи «копеек», многие из которых находятся в прекрасном техническом состоянии, до сих пор бегают по территории России и других государств.
Эта модель часто становится объектом реставрации и тюнинга и объединяет вокруг себя целые клубы любителей первого автомобиля с ладьей на радиаторе.
ВАЗ-2101 стал героем фильма Ивана Дыховичного «Копейка» (2002), в котором режиссер сумел показать, как история этого автомобиля совпадает с историей целой страны.