Воскресные акции против повышения таможенных пошлин на иномарки, жестко пресеченные милицией, вчера получили неожиданное продолжение. В интернете, на форуме МВД, скандально завершилась бурная дискуссия, главным содержанием которой стало обсуждение действий правоохранительных органов. Судя по репликам в сети, главные участники диспута – сотрудники органов внутренних дел. Разговор получился настолько горячим, что в понедельник после полудня его прекратили. Пустой экран украсился надписью: «На сайте производятся технические работы. Извините за причиненные неудобства». Между тем эксперты уверенно говорят о переходе экономической стадии кризиса в политическую. Эти выводы уже подтверждаются: вчера вечером в отставку подал глава Приморского отделения партии власти.
Автор одного из сообщений на сайте МВД вопрошал: «На кого надеется власть? Кто ее может спасти от народного гнева? Кто поможет удержать награбленное?» И сам себе отвечал: «Это мы с вами. Российская милиция». После чего добавил: «Во Владивостоке милиция отказалась разгонять митингующих потому, что знала, что власть лишила средств к существованию и их родных. А что будем делать мы?» И в заключение попросил: «Ребят, сохраните кто-нибудь это сообщение. А то я знаю, что модератор удалит его, а меня заблокирует. Ситихантер, поддержи».
Крик души нашел злорадный отклик: «А вы забыли, как вы стариков дубинками охаживали, когда их льгот по монетизации лишили? Еще как будете. Ж…у порвете». Автор отклика не поверил милиционеру. Однако оба тезиса в равной степени свидетельствуют о глубоком социальном неблагополучии. Во всяком случае, дальнейший ход дискуссии невозможно передать, поскольку она изобилует ненормативной лексикой. Сайт был заблокирован после 12.00. Записи исчезли.
|
Несомненно, Кремль проявляет все большую озабоченность развитием событий в связи с массовыми протестными акциями. Паническими настроениями проникнута реплика первого вице-спикера Совета Федерации Александра Торшина, прозвучавшая вчера в его интервью журналу The New Times. Сенатор на полном серьезе предлагает заготовить несколько текстов Конституции на случай ухудшения ситуации в стране.
Немалую роль в предотвращении беспорядков предписано играть прессе, в первую очередь – ТВ. Антикризисная программа Кремля, о которой писала «НГ» (номер от 19 декабря), включает пропагандистский раздел – под названием «Информационные проекты для спуска пара». Авторы документа предлагают заключить договор с подконтрольными СМИ о проведении «народного конкурса социальных антикризисных идей». Журналистам предлагается практиковать «реальное освещение и реальную материализацию данных проектов в жизни и на «картинку» (будь то создание мини-пекарни либо службы занятости).
Теперь уже ясно, что благостные сюжеты государственных СМИ, в упор не замечающих массовых протестных акций, могут быть аннулированы в глазах граждан сообщениями в интернете. Так же несомненно, что споры о цензуре в сети закончены – любой не понравившийся власти сайт может быть заблокирован под видом технических работ, и для этого совсем не надо принимать специальный закон или вносить поправки в действующий.
Однако бойкот протестных акций происходит не только в государственных СМИ. Оппозиционные политические партии, которым, что называется, на роду написано поддержать выступления граждан, а то и возглавить их, делать это не торопятся. Более того: коммунисты, к примеру, в минувшее воскресенье проводили собственную (весьма немногочисленную) акцию в одно время с автомобилистами. При этом руководители КПРФ признают политический характер выступлений автомобилистов.
«Впервые за последнее время, – сказал «НГ» секретарь ЦК КПРФ, депутат Государственной Думы Олег Куликов, – выступления на Дальнем Востоке шли частично под лозунгом отставки премьера. Никогда раньше этого не было, там всегда бывал высокий уровень поддержки…» Парламентарий объясняет подоплеку события: «Сейчас с Дальнего Востока продвигается в Сибирь практически 80% легковых автомобилей японского производства, на Урале уже 50–40%, повышение пошлин бьет по очень большому количеству народа».
Куликов отмечает: «Кризис до нас пока что не дошел, и если зима будет суровая, то он будет нарастать, тем более что тарифы ЖКХ повышаются и отменяются льготы для пенсионеров и учащихся. Когда новогодние праздники пройдут, у нас обнаружится очень много отложенных увольнений – по моей оценке, примерно 500 тысяч человек. И когда это все суммируется, результат может оказаться энергичным и опасным».
Проявлением нестабильности Куликов считает и позицию местных властей, которые «сразу забеспокоились и переводят стрелку на Центр». КПРФ все еще только думает о совместных действиях с протестантами. «Будем объединяться, у нас будут завтра приниматься решения по совместным действиям», – сказал «НГ» собеседник.
Между тем протесты автомобилистов, как представителей в основном малого и среднего бизнеса, должны по идее найти наибольший отзвук в сердцах руководителей новой партии «Правое дело». Один из сопредседателей которой Леонид Гозман вчера сообщил «НГ», что переговоры с организаторами акций идут, но – тайные: обговариваются условия союза. Подробностей Гозман не сообщил. Отметил только, что автомобилисты не склонны открывать объятия политикам. Впрочем, известно, что Вячеслав Лысаков, глава Союза автомобилистов России «За свободу выбора», с большой долей настороженности относится к участию в движении профессиональных политиков.
Леонид Гозман не отрицает, что ситуация опасная – в социальном плане. По его словам, пострадает «та часть граждан, которые не являются ни олигархами, ни бомжами»: «Это как раз те люди, которые своим трудом, своим горбом что-то такое создают, а им говорят – ребята, давайте вы за всех заплатите. Это странная ситуация. Это люди, которые, собственно, только и могут вытащить страну. А на них такой вообще непонятный наезд…» В заключение Гозман раздумчиво добавил: «Обратите внимание, что для этих людей уже виноваты не американцы, а виновато родное правительство…»
Руководитель Института проблем глобализации Михаил Делягин выделяет два важных отличия нынешней ситуации. Во-первых, по его словам, «произошла десакрализация образа Владимира Путина»: «В отдельных регионах это явление регистрировалось социологами примерно с апреля. Социологи об этом не докладывали, но между собой разговаривали – и это было именно в отдельных регионах. Теперь непосредственно за кризис отвечает правительство, а правительство делает в том числе и вещи глупые…»
Во-вторых, подчеркивает эксперт, митинги показывают, что люди не боятся милиции: «Если приходится перебрасывать московский ОМОН, это значит, что в Иркутске местные подразделения вообще работать не будут. То есть у нас пошла солидарность не на уровне внутри города, когда, к примеру, барнаульские омоновцы охраняли барнаульских бабушек, перекрывающих улицу от разъяренных автомобилистов, которым нужно было ехать по делам…» Делягин отмечает, что в стране прорисовывается ситуация региональной солидарности. И что в самой милиции существует «некоторое шоковое ощущение от действий московского ОМОНа во Владивостоке».
Реакция Владимира Путина на перекрытые магистрали, уверен эксперт, только побудит граждан чаще использовать этот способ: «Народ быстро приспосабливается к власти. Когда власть говорит, что понимает язык писем-протестов, – народ садится и пишет письма. Когда власть показывает, что понимает язык митингов, – народ начинает выходить на митинги. А когда власть показывает, что она понимает перекрытия, – народ через некоторое время это тоже поймет». «Политическая фаза кризиса уже началась, – подчеркивает Делягин. – Она отложена новогодними праздниками. Одно дело – прочитать о новых тарифах в новостях, другое – получить на руки платежки».
Детали грядущих эксцессов прописывать рано. Но уже сегодня ясно, что местные власти не останутся в стороне от протестов населения, считает эксперт: «Представьте себе городок рядом с федеральной автотрассой – да людей сам мэр выведет, если он не дурак, вместе с начальником местной милиции и прокурором, – в ином случае люди и их порвут на части». В условиях коррупции предотвратить такое развитие, считает Делягин, чрезвычайно трудно: «Когда государство существует для воровства, а не для решения общественных проблем, то это есть форма растянутого самоубийства. Как товарищ Евгений Шварц писал – «сытость в острой форме смертельно опасна для окружающих».