На Южном вокзале в Харькове переселенцы сидят прямо на полу

Поток людей, прибывающих в Харьков из Донецкой и Луганской областей, не прекращается даже ночью.

Поток людей, прибывающих в Харьков из Донецкой и Луганской областей, не прекращается даже ночью.
В основном это транзитные переселенцы, следующие в другие регионы. Однако пересадка может затянуться на несколько дней. Женщин с детьми и инвалидов железнодорожники бесплатно размещают в ведомственной гостинице или в зале повышенной комфортности на вокзале. Остальные занимают места где придется – сидят на полу и спят на подоконниках.

На Южном вокзале организован пункт, где прибывающих из зоны АТО встречают волонтеры и сотрудники Госслужбы по чрезвычайным ситуациям, которые дежурят круглосуточно – успокаивают, отпаивают валерианкой, кормят, определяют на ночлег, рассказывают, как восстановить документы, и помогают уехать, поскольку и Харьков, и область переполнены переселенцами.

– Продукты приносят харьковчане. Вот бабушка, прослышав, что на вокзале голодные дети, принесла два батона, десяток яиц и 20 помидорчиков со своего огорода, – показывает волонтер «Станции Харьков» Надежда Рындина. – Почти каждый день беременная девушка с Салтовки приезжает с горячими обедами, которые сама готовит. А вот и она.

Юля – будущая мама с огромным животом и веселыми косичками, украшенными желто-голубыми бантами, тащит тяжеленные сумки. Рядом помощница – трехлетняя дочь Купава.

– Овощной суп, гречка, яичница и компот, – раскрывает сумки Юля.

В этот момент к волонтерам подходит растерянная молодая женщина:

– Мы только что приехали из Луганска – две женщины и трое деток. Куда нам обращаться?

– На сутки вас могут разметить бесплатно в гостинице на вокзале. Для этого здесь же, в сервисном центре, нужно сделать ксерокопии документов – свидетельств о рождении ребятишек и паспортов взрослых, – подсказывает Надежда Рындина. – С ксерокопиями поднимайтесь в гостиницу, там есть душ, а перекусить можете у нас. Сотрудник ГСЧС (рядом с волонтерами) предложит регион, где вы можете разместиться. Вас внесут в «лист ожидания» на бесплатный билет.

По словам Надежды, с каждым днем количество переселенцев, прибывающих на Южный вокзал, растет. Первое время из Луганска и Донецка в основном выезжали беременные женщины, дети и пенсионеры, сейчас, когда участились обстрелы, едут семьями.

– Трудоспособное население не может бесплатно разместиться в комнате отдыха или гостинице на вокзале: за шесть часов в ведомственной гостинице нужно заплатить 27 грн. с человека, а номер в частном отеле стоит 500 грн. в сутки, – рассказывает Надежда. – А многие из них отдали последние деньги, чтобы выехать из зоны боевых действий. Даже те, у кого есть деньги на банковской карточке, снять не могут – банковские счета заблокированы. Люди прятались от бомбежки в подвалах, потом преодолели нелегкий путь сюда, и теперь им не только прилечь – сесть на вокзале негде. Мы неоднократно просили, чтобы в холле поставили хотя бы стулья. А по большому счету Харькову нужен временный лагерь или общежитие, где люди из проблемных регионов смогут помыться, бесплатно поесть и переночевать.

Луганская линия: жизнь на территории войны

Украинское радио в Луганске отключено, интернета нет, городские и мобильные телефоны молчат.

– В одном месте в городе берет «Киевстар», но как только там собираются люди, их разгоняют, опасаясь, что место скопления народа будут бомбить, – делится Софья Абрамовна. – На улицу выходить страшно. Люди не знают, что с их родственниками, живущими в соседнем дворе. В городе нет воды. Скважины бурят прямо посреди улиц, ставят генератор, насосы, за водой выстраиваются километровые очереди.

Электричества тоже нет. Не работает ни одно предприятие, ни одна организация. Магазины закрыты, поскольку холодильник не работает. Открыты лишь некоторые отделы, где все втридорога. Например, плитку шоколада, которая в Харькове стоит 9 грн., в Луганске продают за 20 грн. За буханкой хлеба нужно два часа отстоять в очереди. Больницы закрыты, в поликлиниках врачи принимают только до обеда. Изредка ходят маршрутки, но только по основным маршрутам. Даже похоронить человека – проблема: нет гробов. В брошенных квартирах орудуют мародеры.

1nsk