Больше половины УК могут исчезнуть с рынка коммунальных услуг. Или они побросают проблемные дома

"Нам придется скидывать малоэтажные дома, избавляться от ветхого и аварийного фонда, чтобы остаться в бизнесе"
   Больше половины управляющих компаний могут исчезнуть с рынка коммунальных услуг. 
В Госдуме на рассмотрении находится закон о лицензировании управляющих компаний. Он уже вызвал много нареканий со стороны экспертов. 
Первое чтение документ уже прошел, второе назначено на 17 июня. Если закон примут без изменений, в сфере ЖКХ наступит революция, уверяют менеджеры управляющих компаний. Коррупция, монополизация, бесхозные аварийные дома…
Что будет после 1 мая 2015 года, никто пока предсказать не берется. Именно с этого времени должен вступить в силу закон о лицензировании управляющих компаний. Пока он прошел только первое чтение в Госдуме, но чиновники планируют начать аттестацию уже осенью этого года.
«Весь рынок обеспокоен, – отметил начальник Государственной жилищной инспекции Новосибирской области Игорь Лобарев. – Очень много нареканий. Пока по этому закону, чтобы получить лицензию, сначала придется пройти всем специалистам аттестацию. В лицензии будет указываться список домов, которые обслуживает управляющая компания. В случае если по одному дому в течение года будет три невыполненных предписания, то компания его лишается».
Дальше схема проста. Если управляющая компания за год лишается 15% своих домов, то через суд у нее отзывают лицензию. Государственная жилищная инспекция будет следить за исполнением предписаний, она же будет подавать судебные иски. В ГЖИ уверены, если поправки в законопроект не внесут, то около 40% управляющих компаний прекратят свое существование.
«Наш прогноз не столь оптимистичен, как у жилинспекции, – со своей стороны заметил Анатолий Кустов, генеральный директор автономной некоммерческой управляющей организации «Альтернатива в ЖКХ». – Мы говорим о 70% компаний, которые лишатся лицензии». 
«Все началось с закона о приватизации, – указал Кустов. – Тогда государство на себя брало обязательства отремонтировать дома, в которых ничего не делали в течение 25 лет. Только потом передавать их в собственность жильцам. Но этого нет. Цена вопроса была три триллиона рублей, из бюджета выделили только 500 миллиардов. 2,5 триллиона своего долга перед жильцами государство простило. Теперь власти хотят заставить платить управляющие компании за свои обещания. По сути, это передел рынка. Штрафы за невыполнение требований лицензирования от 300 до 500 тысяч рублей. Этот закон не имеет никакой экономической основы». 
Закон приведет к монополизации рынка, уверены эксперты. Для того чтобы получить лицензию, нужно уже обслуживать дома, а это значит, что новым компаниям дорога в этот бизнес будет закрыта. По данным жилинспекции, с конкуренцией в Новосибирской области уже плохо. На рынке коммунальных услуг во всем регионе работают всего 170 управляющих компаний. Это в несколько раз меньше, чем, например, в Омской области. 
«Я понимаю, что мне придется закрывать свой бизнес, – посетовал директор бердской управляющей компании. – У меня уже куча домов с невыполненными предписаниями. И я не могу ничего сделать, потому что это аварийный фонд, и там нужны колоссальные затраты. Хорошо, вы меня лишаете лицензии. Следующий этап – куда вы будете эти дома девать? ТСЖ не сделать, особенно в малоэтажках. Остается рост тарифов».
Иван Волков, исполнительный директор одной из крупнейших управляющих компаний города, заявил, что никакой рост тарифов быстро ситуацию не изменит. Жильцы не готовы к дополнительной финансовой нагрузке. «Нам придется скидывать малоэтажные дома, избавляться от ветхого и аварийного фонда, чтобы остаться в бизнесе, – объяснил он. – Это ляжет на плечи муниципалитета. Государству снова придется искать деньги на его содержание, на оплату штата сотрудников. Сейчас, обслуживая старые дома, мы несем добровольно определенную социальную нагрузку. С 1 мая следующего года этого делать никто не будет. Мне кажется, что люди, которые разрабатывали этот законопроект, ненавидят нас. Домов в плохом состоянии очень много. Мы должны их отремонтировать. Денег мало. Высокие тарифы поставить не можем, потому что наши жильцы в основном пенсионеры. Поэтому ремонт длится по пять-десять лет, и мы их откровенно тянем. На любом объекте можно хоть по десять предписаний сразу выписывать».
В жилинспекции согласны с менеджерами управляющих компаний, которые настаивают на том, что сначала надо уже действующие законы доработать. Например, привести в порядок тарифную сетку. «Государство установило минимальный перечень работ по дому. За невыполнение нас штрафуют. А минимального тарифа нет, – продолжил Иван Волков. – Я порой вынужден делать огромный список дел за маленькую сумму. Все работы сделать из-за этого не получается. Административные взыскания становятся суровее. За поломанную отмостку, которая стоит тысячу рублей, я получаю штраф в 40 тысяч». 
Сейчас, по данным жилинспекции, Новосибирской области нужно 32 миллиарда рублей, чтобы выполнить обязательства, которые были даны государством. «В Омске люди стали подавать в суд, и уже больше 200 домов высудили у муниципалитета деньги на капремонт, – отметил Игорь Лобарев, начальник Государственной жилищной инспекции Новосибирской области. – Но это, наверное, не совсем правильный путь. Мы надеемся, что сейчас идет рецессия. А все развитые страны выходили из этого состояния, вкладывая деньги в инфраструктуру. Всего по России нужен триллион рублей, чтобы решить наши проблемы в ЖКХ. Если разработать программу на пять лет, то из бюджета на капремонт нужно будет выделять по 200 миллиардов в год. Это 2% от всего бюджета страны». 
Пока же все с нетерпением ждут поправок рассматриваемого документа. Услышали ли законотворцы экспертов, станет ясно 17 июня. Когда в Госдуме пройдет второе чтение закона о лицензировании.
1nsk