«Заплати за похороны, и живи спокойно». Россияне бросились скупать места на кладбищах

Человек, впадая в депрессию, нередко начинает совершать беспорядочные и многочисленные покупки. Покупка собственных похорон – из той же серии
После Нового года похоронные конторы заметили приток клиентов. 
Причем популярностью пользуются не обыкновенные похоронные услуги (покойников-то больше не стало), а услуги по предоплате. 
«Заплати за собственные похороны и живи спокойно», «Если Вы предоплатите похороны, то можете быть уверены, что они пройдут в соответствии с Вашими пожеланиями», — гласит реклама.
Психологи говорят, что сработал страх перед смертью: «Человек, который повышенно тревожен, испытывает депрессию, чаще думает о смерти. Когда он делает какие-то действия, связанные со смертью, этот страх на время отступает, человек успокаивается», — констатирует Марк Сандомирский.
Таким образом, и организация собственных похорон, и выбор места на кладбище – это своего рода игрушки, которые дают россиянам определенную разрядку и возможность справиться хотя бы на время со своим страхом перед смертью.
Кроме того, человек, впадая в депрессию, нередко начинает совершать беспорядочные и многочисленные покупки. Покупка собственных похорон – из той же серии.
Читая рекламу об организации собственных похорон, человек попадает в психологическую ловушку. Ему кажется, что похороны – это как раз то, что ему необходимо! А тут еще и бешеные скидки – чем раньше оплатишь собственную смерть, тем больше сэкономишь!
Более того, по подсчетам психологов, после терактов увеличивается количество людей, испытывающих бессознательную тягу к смерти. Обычно их около 10%. То есть каждый 10-й даже в мирное время – потенциальный шахид.
«И еще одна причина распространенности предоплаты похорон – деградация семейных отношений. Россияне всё больше сомневаются в том, что родственники похоронят их достойно, а не сожгут в крематории и не выкинут урну на помойку», — говорит Марк Сандомирский.
Правда, организация собственных похорон не может защитить человека от разных неприятных нюансов. Например, те же родственники, получив свидетельство на могилу, смогут продать ее через 13,5 лет по «переуступке прав». Хотя перепродажа могил официально вроде бы запрещена, но процветает вовсю.
С другой стороны, нет гарантий, что сама похоронная контора не закроется раньше, чем клиент умрет.
«Россияне всё чаще стараются позаботиться заранее о собственных похоронах, однако  государство, в свою очередь, должно позаботиться о стабильности таких услуг и о передаче «похоронных» договоров другим фирмам. Учитывая социальную значимость услуги, ее следует страховать, как страхует государство банковские вклады, и в случае смерти заказчика и отсутствия исполнителя обеспечивать похороны в соответствии с договором», — говорит юрист по защите прав потребителей Алексей Самохвалов.
Сейчас пока покупателю собственных похорон остается надеяться только на «авось». По словам психолога Марка Сандомирского, чем чаще человек думает о смерти, тем больше его мышление теряет в плане рациональности: «От страха, как наивный ребенок, человек начинает цепляться за других людей, искать «надежные» похоронные конторы – ему кажется, что необходимы те, кто всё сделает за него, когда он сам уже ничего сделать не сможет».
Что же делать тем, кто уже впал в синдром «похоронной зависимости»? 
Прежде всего, успокоиться. Подумать о том, что это, возможно, вовсе не опасный синдром, а возвращение к традициям – на Руси, например,  было хорошим тоном заготовить себе впрок всё «посмертное», а старообрядцы не просто покупали гроб заранее, но еще и спали в нем.
«Просто в те времена люди меньше боялись смерти и относились к ней проще, — говорит Марк Сандомирский. – Тогда жили в больших семьях, где периодически кто-то умирал на глазах у всей родни. Теперь и семьи меньше, и умирают не всегда дома. Поэтому смерть уже перестает быть для россиянина чем-то обыденным. И оттого – пугает».
1nsk