Кто виноват в трагедии на Кубани?

Блогосфера кипит различными доводами о трагических событиях. В СМИ также постоянно поступает разная информация

На Кубани беспрецедентное наводнение. По официальной версии – из-за ливневых дождей, выполнивших за два дня четырехмесячную норму осадков. Сильнее всего пострадал Крымск – город буквально смыло. Самое ужасное, что это произошло глубокой ночью, когда большинство жителей спали. Официальное число погибших приближается уже к двум сотням и, судя по всему, будет расти.

В самом Крымске мало кто верит, что причиной катастрофы могли стать исключительно дожди: по рассказам очевидцев, город накрыло семиметровой волной. В социальных сетях стремительно распространился слух о том, что власти Краснодарского края приказали открыть шлюзы, чтобы сбросить воду из Неберджаевского водохранилища. Якобы именно этот сброс и стал причиной уничтожившего Крымск наводнения. Большой резонанс вызвало сообщение, размещенное «ВКонтакте» жительницей Крымска Юлией Андроповой. Ее отец, работавший на водохранилище, якобы участвовал в экстренном заседании комиссии, где было принято такое решение, чтобы спасти Новороссийск. Впоследствии пост и даже страница самой Андроповой были удалены, но многочисленные перепосты сделали свое дело.

Путаная информация, поступавшая из официальных инстанций, ясности не добавляла. Губернатор Краснодарского края Александр Ткачев назвал версию сброса «бредом и сказкой». Во всем виноваты дожди, настаивал он. Однако Следственный комитет отчитался о том, что возбудил уголовное дело по ч. 3 ст. 109 УК РФ («Причинение смерти по неосторожности»), а факт сбросов воды был им официально признан. «В течение 13 часов проводились неоднократные автоматические сливы, но говорить о том, что это стало причиной наводнения, еще рано, заявил сотрудник краснодарского подразделения СКР Иван Сенгеров.

Тем более что выяснилось: около 22:00 по местному времени, как минимум за несколько часов до трагедии, чиновники получили предупреждение о возможном паводке. Жители Крымска не понимают, почему их не оповестили о надвигающейся беде. Местные власти утверждают, что система оповещения сработала. Люди «пошли по дворам», доложил мэр Крымска Владимиру Путину. Отчет обескураживает и заставляет вспомнить пожары 2010 г. и письмо блогера с требованием вернуть рынду. По крайней мере машины ГАИ с громкоговорителями могли по улицам пустить – но, судя по всему, исчезла не только рында, способность принимать самостоятельные решения у местных чиновников полностью атрофировалась.

«Вы считаете, с двадцати двух до трех можно было каждого обойти?» – отбивался от жителей города губернатор Ткачев. «Существует система оповещения!» кричали ему в ответ. «И вы бы бросили всё и ушли из дома?», недоумевал губернатор. «Нет, мы бы тонули, как и тонули 10 лет назад», отвечали ему из толпы.

После этого президент Владимир Путин, спешно прибывший в Краснодарский край, мог сколько угодно обещать, что привезенный им глава СКР Бастрыкин и его 80 следователей проверят работу чиновников и несколько раз переспрашивать под камеры специалистов гидрометеослужбы: «А были ли какие-то искусственные сбросы воды, технологические?». И раз пять (для самых недогадливых) получать ответ, что это невозможно. Водохранилище не оборудовано шлюзами, а имеет только отверстие для слива, расположенное на 3 м ниже уровня. Через него поднявшаяся вода понемногу уходит самостоятельно, как из бачка унитаза, и крупный сброс мог произойти только при разрушении плотины, которая цела. (Ткачев даже предложил местным жителям выбрать активистов, которые собственными глазами смогут увидеть водохранилище с воздуха. Активисты слетали и подтвердили: плотина цела, шлюзов нет).

Но бесполезно: блогосфера уже бурлит, а горожане не верят чиновникам даже тогда, когда они говорят полуправду. «Народная» версия возникновения наводнения – это, по большому счету, черная метка, предъявленная власти: люди понимают, что «слуги народа» – по другую сторону стены. Что они скорее противники, чем защитники. Что с большей вероятностью утопят, чем протянут руку помощи.

На фоне происходящего губернатор Ткачев выглядит очень бледно. По логике вещей, в такой ситуации глава региона должен был бы уже подать заявление об отставке. Но делать это он явно не собирается. Что, спрашивается, осталось терять губернатору, пережившему Кущевку? Правильно – олимпийскую стройку. Пока в регионе без серьезных сбоев реализуется один из самых амбициозных проектов «путинского» периода российской новейшей истории, отставка краснодарскому губернатору не грозит. Не случайно Ткачев стал одним из последних глав регионов, переназначенных по старой процедуре – то есть даже незначительный риск, связанный с электоральными процедурами, в столице посчитали ненужным.

Однако не стоит забывать, что, обеспечивая поддержку, федеральному центру придется принимать на свой счет и политические промахи Ткачева. В «Справедливой России» уже дали понять, что могут внести в Госдуму вопрос об отставке губернатора в связи с трагедией на Кубани. Мероприятие, явно бесперспективное с практической точки зрения, может обеспечить эсерам хороший пиар: граждане скорее поддержат выражение недоверия представителю власти.

1nsk