РЖД нужна будет компенсация до 46 млрд руб при росте тарифов на 5-6%

ОАО "Российские железные дороги" в случае индексации тарифов на грузовые перевозки в 2012 году лишь на 5-6% потребуется дополнительная компенсация в 45-46 миллиардов рублей

ОАО «Российские железные дороги» в случае индексации тарифов на
грузовые перевозки в 2012 году лишь на 5-6%, то есть на уровне
инфляции, потребуется дополнительная компенсация в 45-46 миллиардов
рублей, заявил в пятницу журналистам министр транспорта РФ Игорь
Левитин.

«Где-то 45-46 миллиардов», — сказал Левитин, отвечая на вопрос, в
какую сумму Минтранс оценивает компенсацию для РЖД в случае индексации
грузовых тарифов в 2012 году на уровне 5-6%.

Он отметил, что Минтранс предлагал увеличить эти тарифы в следующем году на 11,4-11,6%.

Министерство считало целесообразным добавить к росту тарифов на контейнерные перевозки и грузового
железнодорожного тарифа в 2012 году на 7,4%, который первоначально был
утвержден Минэкономразвития, инвестсоставляющую в 4%, при этом еще
выделить РЖД субсидию до 40 миллиардов рублей.

Однако в апреле текущего года премьер-министр Владимир Путин поручил
профильным ведомствам в течение полутора месяцев уточнить параметры
тарифов на услуги естественных монополий на ближайшие три года таким
образом, чтобы они не превышали уровня запланированной инфляции. На
2012 год это в пределах 5-6%.

РЖД в декабре 2010 года на заседании правительства представили
расчеты грузотарифа по действующей методике, в соответствии с которой
его рост на 2012 год должен составить 23%, или же компании необходима
компенсация выпадающих доходов в размере 147 миллиардов рублей. По
данной методике, пояснял президент РЖД Владимир Якунин, рассчитан тот
рост тарифа, который должен обеспечить минимальную инвестпрограмму и
программу капремонта. Источник в компании говорил, что РЖД считают рост
тарифа на грузоперевозки на 23% экономически обоснованным, но в
компании понимают, что такое повышение «тяжело для экономики».

Позднее РЖД предложили проиндексировать в 2012 году грузотариф на
11,7% и выделить компании госсубсидию в размере 40 миллиардов рублей,
еще 40 миллиардов рублей — привлечь самостоятельно на «относительно
высокодоходные проекты». Также РЖД предлагают с 2012 года ввести
инвестсоставляющую 3,4% в росте тарифа на грузовые перевозки

ИСТОЧНИКИ ПОКРЫТИЯ ДЕФИЦИТА

Как заявил Левитин в пятницу, компенсировать дефицит средств,
который может возникнуть у РЖД в случае индексации тарифов в 2012 году
лишь на 5-6% вместо 11,4%, можно за счет различных источников, в том
числе за счет прибыли, госсубсидий, продажи активов. «Нужно
инвестпрограмму наполнять», — сказал Левитин.

В свою очередь источник в РЖД сообщил РИА Новости, что при
индексации грузового тарифа в 2012 году на уровне инфляции компании
дополнительно к 40 миллиардам рублей госсубсидий потребуется еще 15
миллиардов рублей.

Исходя из этой цифры и озвученной Левитиным оценки, РЖД считают
возможным за счет прибыли и продажи активов компенсировать 30-31
миллиард рублей из 45-46 миллиардов рублей, которые компания
недополучит при росте тарифа лишь на 5-6% вместо предлагавшихся
11,4-11,7%.

Министр еще раз подтвердил позицию Минтранса о целесообразности
продажи всего 50-процентного пакета «ТрансКонтейнера». «Наша позиция —
продать весь пакет, который есть, чтобы пополнить инвестпрограмму
следующего года», — отметил Левитин.

Ранее стало известно о предварительном одобрении советом директоров
РЖД продажи в этом году 25% плюс одна акция «ТрансКонтейнера». У РЖД
после продажи останется блокпакет в контейнерном операторе.

«ТрансКонтейнер» в ноябре прошлого года разместил в рамках IPO 35%
минус две акции. По его итогам у оператора появился второй после РЖД
крупный акционер — группа FESCO, купившая 12,5% акций и заявившая о
желании получить контроль в операторе. Об интересе к акциям
«ТрансКонтейнера» в апреле текущего года сказала и группа Globaltrans.

Согласно решению совета директоров РЖД, 25% плюс одну акцию
«ТрансКонтейнера» планируется продать в текущем году на открытом
аукционе. Предлагаемый пакет оценен в 10,7 миллиарда рублей.
Организатором аукциона выступит Транскредитбанк.

Судьбу оставшегося у РЖД пакета «ТрансКонтейнера» планируется решить
позже. Президент РЖД Владимир Якунин, комментируя возможность продажи
всего пакета акций «ТрансКонтейнера», говорил, что у компании нет
необходимости полностью откуда-то выходить. Решение по размеру
продаваемой доли, добавлял топ-менеджер, должно зависеть от потребности
РЖД в инвестресурсах и от того, эффективно ли сохранять за собой
блокпакет.

Минтранс же аргументировал свою позицию тем, что за контроль можно
получить больше денег и тот, у кого будет контрольный пакет, сможет
заниматься конкретным стратегическим инвестированием в эту компанию.

1nsk