Росту речного круизного рынка России мешает ограниченность флота

Дальнейшее развитие круизного рынка ограничено дефицитом мест на круизном флоте

Российские операторы речных круизов в 2010 году обслужили 400 тысяч
пассажиров, что на 11% больше, чем в 2009 году, однако дальнейший рост
числа клиентов, сдерживает дефицит круизного флота. Коммерческий директор компании «Водоход» Андрей Смолин оценил совокупный объем круизного рынка РФ в 8,2 миллиарда рублей.

«Среди 400 тысяч пассажиров 75 тысяч были иностранцами. У иностранных
туристов популярны только круизы по маршруту Москва — Санкт-Петербург с
длительными стоянками в обеих столицах. У россиян первое место занимают
маршруты по Волге, затем идут круизы выходного дня и по Волго-Балту и
лишь на третьем — круизы Москва — Санкт-Петербург», — отметил Смолин.

По его словам, дальнейшее развитие круизного рынка ограничено
дефицитом мест на круизном флоте. Всего по российским рекам ходит 121
теплоход, но к разряду комфортабельных можно отнести только 49 судов.
При этом средний возраст некомфортабельных лайнеров перевалил за 60 лет,
в то время как срок их технической эксплуатации — 50 лет. Средний
возраст комфортабельных лайнеров превышает 20 лет, они также устаревают.

«При этом требования туристов к качеству размещения на теплоходах
постоянно растут. Нам очень трудно объяснить клиентам, почему они должны
платить 3,5 тысячи рублей в сутки за каюту площадью 10 квадратных
метров», — посетовал Смолин.

По его словам, 2011 год станет переломным для круизного рынка, так
как сразу два крупнейших российских пароходства — Волжское и Московское —
выводят на реки переоборудованные теплоходы, прошедшие полную
модернизацию. Но каждая модернизация предполагает сокращение числа кают
на судах за счет увеличения их площади и, следовательно, сокращение
общего числа кают на круизных лайнерах.

«Круизный рынок остро нуждается в новых судах, но период окупаемости
нового судна составляет от 20 до 25 лет, что связано с коротким сезоном
его эксплуатации. Частным инвесторам вложения с такой окупаемостью не
под силу. По нашему мнению, функции заказчика и владельца новых судов
могло бы взять на себя государство, а операторы получали бы их во фрахт.
Отрадно, что в последние два года высказывания о необходимости
подобного частно-государственного партнерства можно слышать и от
представителей Ростуризма», — добавил Смолин.

По словам заместителя генерального директора компании «Мостурфлот»
Светланы Гончаровой, начиная с 2005 года среди российских туристов
резко вырос спрос на комфортабельное размещение. «Такие каюты
(комфортабельные) обычно выкупались в сентябре-октябре на всю навигацию
следующего года. Поэтому все операторы провели модернизацию своих судов
для того, чтобы увеличить число комфортабельных кают. Но такая
модернизация автоматически влечет за собой рост цены на размещение на
40-60%. Если размещение в непереоборудованной каюте с трехразовым
питанием и экскурсионной программой стоит от 1,8 тысячи рублей в день,
то в переоборудованной — от 3,3 тысячи», — уточнила она.

По ее словам, помимо переоборудования кают, клиенты надеются также на
повышение уровня сервиса, ожидая от теплоходов такого же обслуживания,
какое предлагают отели. «Цены на путевки мы, к сожалению, вынуждены
поднимать каждый год на 5-10%, в первую очередь в связи с повышением
стоимости дизельного топлива и продуктов», — добавила директора
«Мостурфлота».

По ее словам, в этом году рост цен будет таким же, но если туристы
оплачивают путевку заранее, никаких доплат с них при общем повышении цен
брать не будут.

1nsk