Банки и операторы связи небрежно обращаются с персональными данными новосибирцев

Согласно общероссийской статистике, жалобы чаще всего поступают на кредитные банковские учреждения. За 3-й квартал 2010 года в отдел по защите прав субъектов персональных данных поступило 42 обращения

На этой неделе в пресс-центре «Комсомольской правды» состоялась пресс-конференция на тему «Правовой вторник: когда наши персональные данные в опасности?».

Роман Марущак, начальник отдела по защите прав субъектов персональных данных управления федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Новосибирской области, рассказал журналистам, почему стоит опасаться банков и операторов связи.

Закон о персональных данных вступил в силу в 2007 году. С 1 января 2011 вступят в силу требования, касающиеся технической защиты информации. Согласно общероссийской статистике, жалобы чаще всего поступают на кредитные банковские учреждения. За 3-й квартал 2010 года в отдел по защите прав субъектов персональных данных поступило 42 обращения. Затем идут жилищно-коммунальные организации и государственные структуры – налоговая, пенсионный фонд и миграционная служба. Следом за ними – страховщики, операторы связи и СМИ.

«Очень много информации поступает из ЖКХ. На подъездах часто вешают «списки должников» с именами и фамилиями. Это нарушение. Если бы это были просто номера квартир – претензий бы не было. Также типичный пример – операторы связи и кабельного телевидения. Собирают базы и занимаются обзвоном абонентов».

По словам Романа Марущака, очень часто нарушения касаются конфиденциальности персональных данных. Самые яркий пример – «Сибирьтелеком», разбрасывающий в подъездах квитки на оплату связи. «Там было имя, отчество, телефон, адрес, коды городов, куда звонил абонент. Все это валялось в подъезде, кроме того, Сибирьтелеком передавал это третьему лицу – почтовым организациям».

В кодекс административных правонарушений готовятся поправки – 6 новых статей. Сейчас в кодексе есть только одна общая статья, касающаяся конфиденциальности персональных данных. Основная задача предстоящих поправок – дифференцировать нарушения, отделив серьезные нарушения от мелких. Затем планируется предусмотреть так называемую «вилку» в законе о персональных данных. За ущерб, причиненный персональным данным гражданина, планируется установить минимальную и максимальную ответственность. По словам Романа Марущака, сумма максимальной ответственности будет значительно превышать миллион рублей.

Еще одна серьезная поправка – разработка стандарта защиты персональных данных. У банков своя специфика работы с персональными данными, у страховщиков своя. Пока закон общий для всех. В мае 2010 года Центральный банк разработал отраслевой стандарт, к которому теперь постепенно присоединяются коммерческие банки.

«Я могу привести собственный пример. Относительно недавно мне пришло письмо от известного банка, который, кстати, на первом месте по количеству обращений – «Тинькофф.Кредитные системы». Ранее я не имел никаких взаимоотношений с этим банком, и я догадываюсь, откуда у них мои личные данные».  

1nsk