После десяти лет власти Путин вернулся туда, откуда начал: ищет террористов «на дне канализации»

На совещании по вопросам безопасности на транспорте он произнес фразу, которая, по всей видимости, вновь станет крылатой.


 


Премьер-министр России Владимир Путин возвращается к своей старой излюбленной риторике. На совещании по вопросам безопасности на транспорте он произнес фразу, которая, по всей видимости, вновь станет крылатой. Говоря об организаторах страшных терактов в Москве 29 марта, он произнес такую фразу: «Мы знаем, в данном случае они залегли на дно, но это уже дело чести правоохранительных органов — выковырять их с этого дна канализации на свет божий» (цитата по ИТАР-ТАСС).



Путин отметил, что один из вагонов в метро, который был взорван в понедельник, был оборудован системой видеонаблюдения. «Как мы видим и понимаем, такие системы не могут предотвратить теракты, но они небесполезны, они помогают выявить пособников и организаторов», — подчеркнул Путин. «Это будет сделано», — пообещал он.



Нельзя не вспомнить, что с похожего риторического пассажа началось восхождение Владимира Путина во власти. Осенью 1999 года, когда Путин тоже был премьер-министром (и потенциальным президентом России), в стране террористы взрывали дома, это происходило в Буйнакске, Москве и Волгодонске. В общей сложности 307 человек погибли, более 1700 человек были ранены или пострадали в той или иной мере.


Во время пика всеобщего страха, 24 сентября на пресс-конференции в Астане, Владимир Путин заявляет следующее: «Мы будем преследовать террористов всюду. Если в туалете поймаем, то и в сортире их замочим». После этих слов, как полагают эксперты, на фоне развязывающейся второй чеченской войны у премьера начал стремительно расти рейтинг, что в конечном счете обеспечило ему восемь лет президентского срока, но страну от терроризма не спасло.



29 марта 2010 года террористки-смертницы, предположительно, с Северного Кавказа, в утренний час пик взорвались на станциях «Лубянка» и «Парк культуры» московского метро. В двойном теракте погибли 39 человек, более ста пострадали.



Возвращение Путина к образам десятилетней давности становится метафоричным. Как написала во вторник британская The Times, если версия о «чеченском следе» подтвердится, по тандему Путин-Медведев будет нанесен болезненный удар. Взрывы в Москве показали, что стратегия поведения в отношении боевиков на Северном Кавказе выбрана руководством России неверно. В частности, ошибкой было отменять режим контртеррористической операции в Чечне.



Как признает издание, тактика борьбы с боевиками при полной поддержке действий федеральных сил со стороны президента Чечни Рамзана Кадырова сначала принесла некоторый успех, но в конечном итоге боевики проникли в соседние Дагестан и Ингушетию, где продолжили активные боевые действия. Российские власти вынуждены были время от времени вводить режим КТО на территории этих трех республик.



Дополнительным стимулом для активизации действий сепаратистов послужило решение президента Медведева признать независимость Абхазии и Южной Осетии.


Недавно лидер чеченских сепаратистов Доку Умаров заявил о полномасштабной террористической войне на территории России. Умаров предупредил российские власти о том, его бойцы собираются «освободить» от России земли Кавказа, а также Краснодар, Астрахань и Поволжье.



Что сказал Путин на совещании по безопасности на транспорте


Что касается самого совещания, на котором Путин произнес новые угрожающие слова в адрес террористов, то в остальном оно было достаточно рутинным.


Как пишут об этом информагентства, «премьер-министр РФ Владимир Путин призвал наряду с усилением антитеррористической борьбы совершенствовать правовую базу обеспечения безопасности граждан, в том числе на транспорте».


«Мы понимаем, в каком мире мы живем», — сказал премьер. «Не только Россия, но и другие страны подвергаются террористическим атакам», — сказал он, напомнив, в частности, о недавнем проникновении террориста на борт самолета, выполнявшего рейс из Голландии в США. «Понимая это, мы должны совершенствовать свои системы безопасности и предупреждения», — заявил Путин.


«Объекты инфраструктуры по масштабам грандиозны, иногда кажется, это сложно и невозможно», — сказал премьер. В частности, по его словам, протяженность только железнодорожных магистралей, находящихся в ведении РЖД, составляет 85 тысяч километров, плюс 110 тыс. км подъездных путей и столько же километров магистралей находится в ведении промышленных предприятий.


«И все-таки, наряду с усилением антитеррористической борьбы по линии спецслужб и правоохранительных органов, нужно совершенствовать правовую базу обеспечения безопасности граждан, совершенствовать технические средства обнаружения взрывчатых веществ, систему спасения, оповещения, информирования граждан», — отметил премьер.


«Жду предложений по совершенствованию всей совокупности мер безопасности», — сказал он, обращаясь к участникам совещания. «Думаю, для всех понятно — дело не в деньгах, а в эффективности предлагаемых решений», — подчеркнул он.



Путин также предложил обсудить безопасность на объектах критической инфраструктуры, ЖКХ, однако главным вопросом назвал безопасность на транспорте. Он напомнил, что в 2007 году был принят закон «О транспортной безопасности», также действуют две федеральные программы «Модернизация транспортной системы России» и «Антитеррор». «В них говорится об усилении мер технического контроля и технической защиты, в том числе транспортной инфраструктуры, и сделано еще немало», — отметил премьер.



Открывая совещание, премьер еще раз выразил соболезнования семьям погибших и пострадавших при терактах в московском метро в понедельник и заверил, что правительство сделает все, чтобы помочь и поддержать пострадавших. Он также поблагодарил оперативные службы за «слаженную и профессиональную работу» по оказанию помощи раненым и ликвидации последствий взрывов.



В совещании участвовали вице-премьер — министр финансов Алексей Кудрин, министр транспорта Игорь Левитин, замглавы МВД РФ Александр Смирный, руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта Александр Давыденко, замдиректора ФСБ Владимир Кулишов, руководитель Федерального агентства железнодорожного транспорта Геннадий Петраков, руководитель Федерального дорожного агентства Анатолий Чабунин, президент РЖД Владимир Якунин, начальник Московского метрополитена Дмитрий Гаев.

1nsk