Имущество скачали в интернет

Суд признал виртуальную подпись действительной и взыскал за нее с молодой семьи 230 тысяч рублей.

Суд признал виртуальную подпись действительной и взыскал за нее с молодой семьи 230 тысяч рублей

В послании президента РФ Федеральному собранию супругов Ли задел за живое пассаж о широкополосном доступе в интернет. За пользование этим благом цивилизации они задолжали «Сибирьтелекому» 230 тысяч рублей — так сказано в постановлении Кировского райсуда, вынесенном 11 ноября, — как раз накануне выступления главы государства.


Как удалось супругам скачать за 5 месяцев объем информации, равный годовому доходу их семьи, молодые люди сами не понимают. Заключая с провайдером договор, они выбрали тариф «безлимитный 1024», предполагающий неограниченный доступ в Сеть на скорости 1 Мб/сек. Обходилось им это удовольствие в 2600 рублей ежемесячно. Хотя бюджет семьи Ли весьма скромен, она оплачивала виртуальную реальность своевременно — с июля по сентябрь прошлого года. А в октябре получила квитанцию, где было написано, что за семейной парой числится долг — 170 258 рублей.

Алексей Ли обратился в службу технической поддержки с просьбой объяснить, почему услуга Webstream так резко подорожала. Ему ответили, что он сам сменил тарифный план, войдя в систему учета трафика со своего домашнего компьютера. Оказывается, технически это осуществимо — для тех, кто хочет еще больше платить за интернет.

Алексей и Надежда Ли продолжали платить по старому тарифу, при этом компания не приостановила им доступ к Сети. Через два месяца к Ли пришел счет уже на 230 тыс. руб. Когда они письменно отказались его оплачивать, от интернета их отключили. А он им необходим и для профессиональной деятельности — супруги работают менеджерами по продажам в известной фирме.

Но в «Сибирьтелекоме», похоже, трудятся менеджеры более эффективные: они подали иск о взыскании с Ли означенной суммы, предъявив в качестве доказательства смены пользователем тарифного плана распечатки со своего сервера — набор цифр и символов, который в переводе с провайдерского на русский означает «я хочу изменить тариф». Реальных доказательств — например, заявления абонента за его подписью — компания суду не представила. Ему хватило и виртуальных.

— Когда я заключал договор, — рассказывает Алексей, — мои логин и пароль лежали открыто на столе у оператора — могли увидеть их все, даже люди, стоявшие за мной в очереди. Стало быть, распечатки мог сделать кто угодно. В Комитете по правам человека нам сказали, что «это — филькина грамота: электронная подпись вообще не имеет юридической силы».

Адвокаты, на которых пришлось изрядно потратиться молодой семье, приводили суду те же доводы. Тем не менее суд удовлетворил исковые требования в полном объеме. Из чего следует, что ОАО «Сибирьтелеком» вправе скачивать с пользователей деньги в любом количестве.

Семья Ли, у которой не хватит имущества, чтобы погасить долг, отправила письмо президенту РФ. В нем цитируется послание к Федеральному собранию, где, в частности, сказано, что современные средства связи должны быть доступны гражданам нашей страны «в любой точке и по разумным ценам». «В первую очередь, — подчеркнул президент, — следует снизить стоимость услуг в Сибири и на Дальнем Востоке». Если бы он произнес эти слова на день раньше… Впрочем, для семьи Ли они еще не утратили актуальности: вердикт Кировского суда она будет обжаловать в областном.

Георгий Бородянский
наш соб. корр., Омск

16.11.2009

1nsk