Портфолио дополнит ЕГЭ при поступлении в вузы

Портфолио включит в себя проектные работы учеников, их спортивные достижения, участие в олимпиадах, районных и городских конкурсах


Единые госэкзамены в будущем могут дополниться еще одной формой оценки знаний выпускников — портфолио.

Об этом сообщил министр образования и науки Андрей Фурсенко.

Портфолио включит в себя проектные работы учеников, их спортивные достижения, участие в олимпиадах, районных и городских конкурсах.

С подробностями — корреспондент радио «Вести ФМ» Елена Карабин:

Для будущих выпускников школ новые правила приема в вузы — словно уравнение с неизвестными. Четкого преставления о том, как будет проходить вступительная кампания 2010 года, пока нет. На сайте Минобразования и науки висит проект правил приема в высшие учебные заведения, но документ еще пересматривается. Известно, что в следующем году вузы, скорей всего, смогут устанавливать свой порог баллов, что зачисление пройдет лишь в 2 волны, а не в три, а количество вузов, в которые абитуриенты смогут одновременно подавать документы, существенно сократится. Теперь же к испытаниям абитуриентов могут добавить итоговое сочинение и портфолио. По словам министра образования и науки Андрея Фурсенко, — «портфолио может включать в себя проектные работы учеников, сведения об общественной работе, отметки об их участии в олимпиадах и конкурсах, а также спортивные достижения — в общем, все, чем абитуриент хотел, но боялся похвастаться». Такое «приданное» выпускнику школы собирать не один год. При этом не все школы практикуют подобное. Портфолио — дело сугубо добровольное и пока ведется в свободной форме, рассказывает заместитель директора по учебно-воспитательной работе школы № 436 Наталья Алдошина:

«Накопительные результаты успехов ученика по разным направлениям учебной деятельности и дополнительное образование, и те занятия, которые ребенок посещает после школы. Что еще в портфолио мы вкладываем? Это еще странички, которые ребята должны оформлять — целеполагающие, когда ребенок задумывается, кем он хочет быть, что для этого надо сделать. То есть, таким образом, мы нацеливаем, приучаем детей планировать свою деятельность на пути к успеху».

А вот ректор Института проблем образовательной политики » Эврика» Александр Адамский настаивает на том, что портфолио не должно содержать оценок по учебным предметам.

«Все, что делается за рамками освоения учебной программы. Мне кажется, что это очень поможет социализироваться в будущем ребенку. Чтобы у него была возможность представить свои успехи в различных областях. А еще необходимо введение некоего документа, который войдет в список итоговых документов об образование наряду с аттестатом и сертификацией ЕГЭ», — поясняет Адамский.

В новом предложений министра образования Фурсенко — сделать сочинение по литературе обязательным экзаменом в старшей школе, ректор Московского государственного гуманитарного университета имени М.А. Шолохова Владимир Нечаев увидел старую проблему:

«Я понимаю, что это требование многих, что сочинение позволяет оценить мышление человека, но в то же время, сочинение, по крайней мере, в том виде, как мы его знали, составляет удобное поле для манипулирования результатами ЕГЭ и результатами обучения. В сочинении гораздо выше произвол проверяющих. То, от чего ЕГЭ уходит, сочинение эту проблему может создать».

Скептически отнесся к инициативе министра образования и член-корреспондент Российской академии образования Александр Абрамов.

«Это заявление показывает, что система ЕГЭ провалилась полностью. Здесь это будет выражено в том, что появится огромное количество бумаг, процедур. А это все имитация. Нужно заниматься четырьмя вещами, на которых всю жизнь во всех странах зиждется образование: необходимость атмосферы уважения к науке, культуре, образованию, нужно хорошее содержание образования, заниматься подготовкой учителей, всячески им помогать, нужна хорошая материальная база. Вместо того чтобы первоочередные проблемы решать, нам все время преподносят очередные инновации», — считает Абрамов.

Окончательное решение по корректировке вступительных кампаний должно быть принято 7 октября на заседании специальной комиссии при Министерстве образования и науки РФ.

При этом сам министр не исключает, что вопрос введения сочинения и портфолио в школе еще потребует серьезных и долгих обсуждений с педагогами, учеными и обществом в целом


1nsk