В России будут «давить» и праворульные и леворульные иномарки

Федерация автомобилистов России (ФАР) вчера провела в Москве акцию протеста против введения технического регламента "О безопасности колесных транспортных средств". Проект документа, который находится на финальной стадии согласования в Минпромторге, впервые прямо запрещает ввоз в Россию праворульных автомобилей и внедорожников с защитными "кенгурятниками", а также объявляет вне закона все автомобили с нерусифицированным интерфейсом систем управления.

Федерация автомобилистов России (ФАР) вчера провела в Москве акцию протеста против введения технического регламента «О безопасности колесных транспортных средств». Проект документа, который находится на финальной стадии согласования в Минпромторге, впервые прямо запрещает ввоз в Россию праворульных автомобилей и внедорожников с защитными «кенгурятниками», а также объявляет вне закона все автомобили с нерусифицированным интерфейсом систем управления. 

Вчера несколько десятков активистов Федерации автовладельцев России провели в Новопушкинском сквере акцию против подготовки в правительстве РФ проекта технического регламента «О безопасности колесных транспортных средств». Целью документа, который в течение последних нескольких лет разрабатывался в НАМИ по заказу Минпромторга, является «защита жизни или здоровья граждан, охрана окружающей среды в связи с рисками причинения вреда со стороны колесных транспортных средств». Регламент объединит все ГОСТы и стандарты, касающиеся ввоза, эксплуатации и сертификации автомобилей в РФ. 

Документ впервые вводит запрет на ввоз в РФ праворульных автомобилей: в нем прямо указывается, что «расположение органов управления выпускаемых в обращение транспортных средств должно соответствовать условиям правостороннего дорожного движения, установленного в РФ». До сих пор угрозы по ограничению ввоза машин с правым расположением руля звучали из уст различных политиков и чиновников (начальника ГИБДД Виктора Кирьянова, сенатора-единоросса Владимира Федорова), однако юридически подкреплены не были. Предвидя массовые возмущения водителей, в Минпромторге «Ъ» заявили, что «панику распространять не стоит», так как ограничения не будут распространяться на уже эксплуатируемые в РФ автомобили. А срок вступления в силу этого пункта регламента еще не определен — как пояснили «Ъ» в отделе коммуникативных технологий министерства, он будет утверждаться отдельным решением правительства (независимо от даты вступления в силу самого регламента). 

Неприятные новости, согласно тексту регламента, ждут и владельцев автомобилей с левым рулем. Он, в частности, запрещает ввозить в РФ машины с установленными в передней части «жесткими, выступающими вперед частями конструкций, крепящихся к бамперу или другим элементам, изготавливаемых из стали или других материалов с аналогичными характеристиками». Речь идет о популярных среди владельцев внедорожников так называемых «кенгурятниках». Еще одно важное ограничение — запрет на ввоз автомобилей без русифицированного интерфейса управления. Речь идет, к примеру, о бортовом компьютере или управлении настройками двигателя, подвески, климат-контроля и других систем автомобиля (например, система MMI у Audi или iDrive у BMW). Впрочем, это ограничение вступит в силу не раньше 2013 года и пока не решено, коснется ли оно физических лиц. 

По данным Ассоциации автомобильных инженеров, ежегодно в РФ ввозится около 300 тыс. автомобилей, не соответствующих национальным требованиям РФ по светотехнике, обзорности, экологическим нормам, а также не предназначенных для правостороннего движения. По независимым оценкам, до 90% автопарка регионов Дальнего Востока и до 65% на территории Урала — праворульные машины. 

Отметим, что на рассмотрении Госдумы в настоящее время находится еще один документ, ограничивающий ввоз в РФ подержанных автомобилей. Согласно поправкам к закону «О безопасности дорожного движения», внесенным вице-спикером Олегом Морозовым («Единая Россия»), все импортируемые в страну машины «должны соответствовать требованиям безопасности, действующим на территории РФ, и подлежат обязательной сертификации». В аппарате господина Морозова «Ъ» пояснили, что под требованиями подразумевается как раз разрабатываемый технический регламент. Законопроект уже вызвал возмущение среди автомобилистов, однако когда он будет принят, неизвестно. 

Впрочем, судьба законопроекта никак не влияет на судьбу регламента. Как пояснили «Ъ» в Минпромторге, для его вступления в силу дополнительные нормативные акты не требуются. Документ уже прошел «публичное обсуждение» и сейчас проходит финальную стадию доработки в Минпромторге. В ближайшее время он будет направлен в правительство, принят в виде соответствующего постановления и вступит в силу через год после официального опубликования. 

«Большие сомнения вызывает законность публичных обсуждений регламента — Минпромторг просто опубликовал его в одном из своих журналов,— возмущен лидер движения «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков.— Неужели ‘»Жигули» без подушек безопасности, ABS и системы курсовой устойчивости больше соответствуют европейским стандартам безопасности, на которые равняются в Минпромторге? Это контрольный выстрел в голову автомобилистов после январского повышения пошлин на иномарки». А глава ФАР Сергей Канаев считает, что «регламент затронет огромное число людей и поэтому должен обсуждаться исключительно в Госдуме, проходя три чтения, а не кулуарно в коридорах правительства». Вчера пикетчики направили свои предложения по изменению регламента в администрацию президента РФ и пообещали организовать в будущем «более жесткие» акции протеста.

1nsk