В Москве поймали школьников-террористов

Из объяснения ученицы 8-го класса школы № 66… города Москвы. Это дело уникально только тем, что оно доведено до конца. Увы, большинство историй такого рода так и остаются в архивах школ, училищ и других учебных заведений.

На задней парте все выпивали и предлагали другим. Преподаватель, как всегда, делал вид, что ничего не происходит”

Из объяснения ученицы 8-го класса школы № 66… города Москвы.
Это дело уникально только тем, что оно доведено до конца. Увы, большинство историй такого рода так и остаются в архивах школ, училищ и других учебных заведений. И не только потому, что педагоги не желают выносить сор из избы. Многие считают, что подобные шалости ничего особенного не представляют. Так ли это?

Где пролилась ртуть?

День как день, утро как утро. Учащиеся дежурного класса пришли пораньше, чтобы подготовить школу к новому учебному дню. Восьмиклассники Тенгиз, Гюльчатай и Руслан (имена подростков изменены автором по этическим соображениям) представляли в классе наиболее активное ядро. Они держались вместе, вместе развлекались, сидели на соседних партах. Поэтому неудивительно, что эти ребята оказались рядом в истории, которая стала поводом для возбуждения уголовного дела по статье 207 УК РФ (“заведомо ложное сообщение об акте терроризма”).

ИЗ ПРОТОКОЛА ДОПРОСА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО ОБВИНЯЕМОГО ТЕНГИЗА В. 1993 ГОДА РОЖДЕНИЯ: “Я пошел в школу с шести лет. До 2007 года учился в школе 12…. Затем перешел в школу 637, где учился с 1 сентября 2007 года до 16 ноября 2007 года. Однако из-за того, что мне трудно давался английский язык, я был отчислен. С середины декабря по сегодняшний день я учусь в школе 66… С учителями отношения хорошие, стараюсь выполнять их задания. Спиртные напитки я не употребляю и никогда не пробовал. К членам неформальных молодежных организаций себя не причисляю”.

Трудно судить о человеке, если он сам себе дает характеристику. И все же некоторые особенности биографии подростка привлекают внимание. Согласитесь, не каждый школьник меняет три школы за полгода. И заметьте, смена учебного заведения происходила вовсе не из-за того, что мальчик менял место жительства или хотел глубже изучать какую-то дисциплину.

ИЗ ПОКАЗАНИЙ ОБВИНЯЕМОГО ТЕНГИЗА В.: “На втором уроке Руслан сидел на последней парте и в процессе занятий употреблял спиртной напиток – настойку “Клюковка”. При этом учитель предмета “Мировая художественная культура” Долли Ильинична находилась в классе. Руслан и Гюльчатай вышли из класса. Потом они вернулись и сообщили, что разбили несколько градусников. Я сразу же догадался, что это те самые градусники, которые они купили перед началом занятий. Некоторые сразу же пошли смотреть, где разлилась ртуть.

А потом, когда начался второй урок МХК, в класс зашла медицинская сестра и начала проверять у нас санитарно-гигиеническое состояние кожи и волосяного покрова. Когда проверка закончилась, учительница продолжила урок. Однако при этом она за дисциплиной не следила. В классе все шумели, учителя никто не слушал.
Любой ученик мог не спрашивая выйти из класса. Некоторые разговаривали или слушали музыку по телефону”.

Бомба взорвется через 20 минут

Остальные ребята, допрошенные в качестве свидетелей, дают примерно такие же показания. Особенно мило выглядит описание урока МХК, сделанное Ксенией С. Она рассказала, что в какой-то момент из класса вышли Гюльчатай, Руслан и еще одна девочка. А когда они вернулись, все услышали громкий призыв: “Давайте выпьем!” Появились пластиковые стаканчики, Руслан то и дело доставал из портфеля бутылку.

Как простодушно определила одна из учениц, в классе становилось все веселее. Но ребятам явно не хватало хеппенинга. Ну выпили, ну послушали музыку, вышли покурить, вернулись… И что же? Ведь ничего не меняется, все та же скукотища.

Учительница бубнит свое, никто не обращает на нее внимания. Даже ртуть по всей школе из сломанных градусников разлили – все равно никакого эффекта! И тогда лихая троица придумала, как “оживить обстановку”.

ИЗ ПОКАЗАНИЙ ОБВИНЯЕМОГО ТЕНГИЗА В.: “Потом ко мне стали приставать Руслан, Гюльчатай и другие ребята, чтобы я позвонил по телефону и зачитал текст: “Здравствуйте, это милиция? В школе № 66… заложена бомба. Она взорвется через 20 минут”. Сначала я отказывался.

Но они приставали. Брали “на слабо”. Мне это так надоело, что я решил прочесть, чтобы они от меня отвязались. Гюльчатай набрала номер и протянула телефон. Я брать его в руки не стал, а зачитал текст, который она для меня написала.

Выполнив их просьбу, я снова сел за парту. Затем по громкой связи объявили, что всем необходимо срочно покинуть помещение школы. Мы все стали выходить из класса…”

Пока одни взрослые выводили детей из классов, одевали их потеплее, так как на улице стоял трескучий мороз (дело происходило в конце ноября 2007 года. – Авт.), успокаивали и пытались чем-то занять, другие взрослые проверяли, насколько сообщение “шутников” соответствует действительности, не заложено ли в здании взрывное устройство. Старшеклассники отправились кто куда. Часть класса осталась неподалеку от школы, грелась в аптеке, где яблоку негде было упасть. Другие отправились в торгово-развлекательный центр “Европейский”. Вскоре проверка закончилась.

– В ходе осмотра всех помещений, – рассказывает сотрудник следственно-оперативной группы милиции Владимир КРАХМАЛЕВ, – никаких бомб обнаружено не было. Не подтвердила тревогу и служебно-разыскная собака, которая облазила все здание от раздевалки до чердака. К тому же наши сотрудники облазили все закоулки, осмотрели все места, где может быть спрятано взрывное устройство. И только после этого мы объявили “отбой” и уехали.

Установить главного “героя” труда не составило. Телефон, с которого был произведен звонок, был зарегистрирован на Руслана С. Сотрудники милиции сразу же запросили по базе данных телефонной компании имя владельца.

Когда телефонный террорист в компании одноклассников возвращался в школу, к нему подошли сотрудники милиции ОВД района Дорогомиловский: “Ты Руслан? Пойдем с нами!” Первые показания горе-террористы давали в тот же день. Они откровенно живописали то, что происходит в стенах школы. И даже с учетом того, что картина происходящего на уроках МХК была приукрашена, она производит удручающее впечатление.

Кстати, к тому времени учительница Долли Ильинична уже покинула школу. Ее занятия благополучно подошли к концу, педагог свой долг выполнил.

Пора считать расходы

ИЗ ПОКАЗАНИЙ ДИРЕКТОРА ШКОЛЫ № 66… ЗИНАИДЫ ЛЬВОВНЫ Н.: “Я работаю в школе с 1975 года, в должности директора с 1991 года. В тот день занятия начались, как обычно, в 8.30.

Около 10.50 в здание школы зашел сотрудник службы спасения и сообщил, что по телефону “02” поступило сообщение о том, что школа заминирована. Все ученики и преподаватели были немедленно эвакуированы из здания.

После обследования помещений сотрудниками милиции с применением служебно-разыскной собаки, педагоги вместе с учениками вернулись в классы. Примерно в 13.00 одна из учениц рассказала, что в здании разбито несколько градусников. После этого все занятия были отменены (вплоть до окончания рабочего дня), и вновь были вызваны сотрудники МЧС и милиции.

Обследование подтвердило, что в здании действительно было разбито несколько термометров”.

Но этим дело не ограничилось. Всем работникам школы пришлось выйти на работу в выходной день. В школе была проведена масштабная демеркуризация помещений, обработка стен и пола хлорной известью и кальцинированной содой (стоимость выполнения работ составила 1008 рублей). С окон в коридорах и кабинетах были сняты и постираны занавески (специально для этого школа была вынуждена приобрести стиральную машину стоимостью 17 770 рублей). Установка стиральной машины обошлась учебному заведению дополнительно в 1680 рублей. Кроме того, пришлось выбросить цветы, в горшки которых “детки” вылили ртуть. Стоимость цветов, которые придется закупить школе, примерно 10 000 рублей. Оценен и выход сотрудников во внерабочее время, а также моральный ущерб, причиненный учебному заведению, – 50 000 рублей.

Педагоги, с которыми мне пришлось беседовать, не помнят ничего подобного в своей практике. Конечно, были различные ЧП, случались ложные вызовы, скандалы, связанные с поведением нерадивых учеников. Но с таким цинизмом, каким-то необъяснимым пещерным вандализмом никто из них раньше не сталкивался.

Разумеется, дело не в ущербе, нанесенном школе. В конце концов, его можно будет компенсировать, в том числе и за счет семей нерадивых учеников. Но уголовное дело, возбужденное сразу в отношении трех недорослей из вполне благополучной школы, это ЧП уже городского масштаба. Думаю, оно требует осмысления и соответствующих выводов. И не только в отношении малолеток, но и педагогов школы, в том числе и учительницы Долли Ильиничны, чьи уроки, даже если верить скупым описаниям учеников, похожи на что угодно, только не на педагогический процесс.

Забудьте про МГУ!

– К сожалению, описанный выше случай не уникален, – рассказывает прокурор Дорогомиловской прокуратуры Михаил УСТИНОВСКИЙ. – И это несмотря на то, что наблюдается общая тенденция к снижению преступности по всем показателям, в том числе и по статье “заведомо ложное сообщение об акте терроризма”. Печально не то, что родителям наверняка придется заплатить немалый штраф школе и правоохранительным органам, хотя и эти самые 50 тысяч рублей можно было бы употребить с большей пользой для тех же детей.

Гораздо хуже, что эти дети до конца не понимают последствий поступков. Прежде всего это судимость, которой они фактически закрыли дорогу в наиболее престижные и уважаемые учебные заведения, например, для поступления в МГИМО и МГУ.

– Да и в будущем, – продолжает Михаил Юрьевич, – у них могут возникнуть серьезные вопросы при трудоустройстве. Ведь не каждый работодатель, независимо от того, идет речь о государственной службе или коммерческой организации, будет доверять человеку с судимостью. Да еще с судимостью, полученной в юности. Не вполне понятна и позиция учебного заведения. Известно, насколько высокие требования предъявляет школа к тем, кто приходит в ней учиться. Педагогический коллектив дает понять, что зачисление в это заведение – особая честь, которую еще надо заслужить, оправдать, так сказать, доверие педагогов. И что же мы видим? Я не говорю обо всех, но то, как в школе велось преподавание дисциплины “Мировая художественная культура”, не укладывается ни в какие рамки!

Недавно Дорогомиловской прокуратурой во всех школах района были проведены проверки соответствия уставов требованиям закона. И вот что выяснилось: в большинстве уставов бросаются в глаза явные нарушения требований приема и отчисления учащихся. С одной стороны, чтобы попасть в школу, необходимо пройти строгую комиссию, от решения которой зависит, зачислят ребенка или нет. Но при этом от самих школьников далеко не везде требуют серьезного отношения к учебе, да и процесс обучения, уровень знаний, который обеспечивают учителя, нередко оставляет желать лучшего.

– В конце концов, школа – это не изба-читальня, куда приходят недоросли и по своему выбору листают глянцевые журналы или читают комиксы, – говорит Михаил Устиновский. – Учебное заведение дает не только знания. Очевидно, школьникам прививаются определенные навыки поведения, они психологически и социально подготавливаются к жизни в обществе. Вы можете представить, чтобы двадцать лет назад в столичной школе, да еще не самой худшей, ученики устраивали в классе распивочную, выходили в коридор в любое время, гуляли по школе, в голос переговаривались и слушали музыку? Кстати, нами было вынесено семнадцать протестов руководителям школ, где выявлены нарушения требований закона. Надеюсь, это поможет педагогическим коллективам найти решение проблем.

СПРАВКА “ВМ”

В 2007 году принято к производству 2049 уголовных дел в отношении несовершеннолетних (за 12 месяцев 2006 года – 2550). Тенденция к снижению этой категории преступлений наблюдается и в нынешнем году. За четыре месяца 2008 года зарегистрировано 586 преступлений (в сравнении с тем же периодом прошлого года снижение на 31 процент).

1nsk