США: Пора переходить к "Плану Б"

Формулировки были различными, но суть высказываний политиков в Давосе сводилась к одному: Пора переходит к плану Б. Что же представляет собой этот план Б? Мы уже говорили о том, что мировой кредитный кризис близится к концу с позиции времени, но цена его цена еще не выплачена. Цены фондовых рынках могут упасть еще глубже, а многие финансовые институты могут даже обанкротиться, но для этого остается все меньше времени. Если бы до февраля частные инвесторы и банкиры сумели бы найти выход из кризиса при помощи рыночных механизмов (это и было "Планом А", на которые все возлагали такие надежды еще летом), политики, банкиры и законодатели, и не помыслили бы о внедрении "Плана Б".

Формулировки были различными, но суть высказываний политиков в Давосе сводилась к одному: Пора переходит к плану Б. Что же представляет собой этот план Б? Мы уже говорили о том, что мировой кредитный кризис близится к концу с позиции времени, но цена его цена еще не выплачена. Цены фондовых рынках могут упасть еще глубже, а многие финансовые институты могут даже обанкротиться, но для этого остается все меньше времени. Если бы до февраля частные инвесторы и банкиры сумели бы найти выход из кризиса при помощи рыночных механизмов (это и было «Планом А», на которые все возлагали такие надежды еще летом), политики, банкиры и законодатели, и не помыслили бы о внедрении «Плана Б».

Февраль был выбран поворотным моментом в связи с тем, что ведущие мировые банки и страховые компании к этому времени должны опубликовать свои годовые отчеты. В этих отчетах они собирались представить большие суммы списаний и операции по привлечению огромных капиталов с тем, чтобы восстановить свою балансовую отчетность, которая пострадала в результате кризиса субстандартной ипотеки. Надежды и ожидания политиков были связаны с тем, что рынок воспримет такого рода попытки рекапитализации как конец, или хотя бы как начало конца мирового кредитного кризиса. Если бы это произошло, примерно за полгода мировой экономический климат постепенно бы улучшился. Однако инвесторы и аналитики по-прежнему ставят под вопрос состоятельность важнейших финансовых институтов, в этом случае, частная рыночная система уже не в силах что-либо изменить. Ожидать, что финансовая система сама по себе излечится после публикации очередных квартальных отчетов и рекапитализации, было бы глупо, поскольку экономические перспективы на ближайшие три месяца по-прежнему остаются окутаными туманом неопределенности.

Между тем, ущерб, нанесенный продолжительным финансовым параличом сектору занятости, инвестиционному и потребительскому секторам, может лишь увеличиться. Аналогично тому, что для нахождения в воздухе космического аппарата, его скорость должна быть больше, чем некоторая критическая скорость, для поддержания нормального круговорота доходов и расходов, рост любой рыночной экономики должен превосходить некий минимальный рост. Если темпы роста экономики опустятся ниже отметки некого «минимального роста», а в Америке и Британии это падение составило порядка 1,5 процентов, и это падение будет длиться дольше двух кварталов, то рецессия практически неминуема, что приведет к стремительному скачку уровня безработицы, резкому сокращению прибылей и небывалому по масштабам дефолту. Это риски, на которые политики-рационалисты просто не могут пойти, что снова возвращает нас к Плану Б.

После колоссальной рекапитализации, о которой в этом месяце объявили Citibank и Merrill Lynch, два финансовых института, больше всех остальных пострадавшие от субстандартного кризиса, с каждым днем становится все яснее, что рынок в одиночку не сможет преодолеть кредитный кризис. Несмотря на $15 миллиардов средств, вырученных Merrill and Citibank, инвесторы по-прежнему крайне скептически смотрят на финансовые перспективы, и даже кредитоспособность этих двух «китов». Причины такого скептицизма частично кроются в невпечатляющих результатах нового руководящего состава этих банков, в особенности, в их отказе от сокращения рабочих мест и снижения затрат на содержание персонала. Существовавшая в этих банках структура была крайне не эффективной.

Еще большую обеспокоенность вызвало снижение рейтинга небольших финансовых учреждений, выпускающих узкоспециальные облигации которые обеспечивают несколько триллионов долларов, евро и фунтов квазигосударственного долга по всему миру. Ввиду сложившейся на сегодняшний день ситуации, еще более тревожным фактом является то, что от этих выпускающих облигации организаций теоретически зависят свопы на кредит по дефолту и прочие специализированные финансовые продукты, которые такие банки как Merrill и Citi использовали для хеджирования рисков по облигациям. Банкротство этих банков может усложнить процесс получения кредита для всех штатов Америки, европейских реализаторов проектов, связанных с инфраструктурой в Европе, и государственных и частных партнерств Великобритании. Кроме того, многие банки, заявившие, что хеджировали значительные возможные убытки, снова могут оказаться уязвимыми перед лицом рискованных займов, измеряемых десятками или даже сотнями миллиардов долларов.

Правительство США попросту больше не могло оставаться в стороне, в связи с чем, произошло три важных события. Первым, конечно же, стало экстренное снижение процентной ставки ФРС с 4,25% до 3,5% и последующее снижение еще на полпроцента. Вторым событием стало внедрение плана экономического стимулирования на сумму $150 миллиардов, о котором Президент Буш официально объявил в своем докладе о положении в США. Этот план обсуждался в Вашингтоне с одним из авторитетнейших американских политиков, и в Давосе был охарактеризован как «ошеломительно реакционный и не имеющий противников». И третьим событием является собрание руководителей ведущих банков на Уолл Стрит, организованное главой нью-йоркского сектора страхования. Целью этого собрания явилась необходимость привлечь от $10 до $15 миллиардов, которые пойдут на выведение из кризиса организаций, занимающихся выпуском облигаций.

Примечательно то, что именно этот третий элемент Плана Б Правительства США, который получил намного меньше внимания по сравнению с двумя другими компонентами, стал причиной значительного восстановления цен на Нью Йоркской фондовой бирже в среду. Это принесло хорошие результаты. Снижение процентной и налоговой ставок непременно, ускорит темпы роста экономики США, однако, все стимулирующие эффекты проявятся не раньше, чем через несколько месяцев, при этом плачевное состояние банковской системы существенным образом затруднит осуществление монетарной политики. Для пущей убедительности, антирецессионный план также должен был включать в себя направленные финансовые меры, поскольку рыночная система не смогла справиться с ситуацией в одиночку. Как заметил один из ведущих американских экономистов в Давосе, еще одним важным, но малозаметным фактором является временный рост максимальной суммы займа, предоставляемого финансируемыми государством ипотечными институтами, с $417 000 до более $730 000. Это нововведение также является частью уже упомянутого $150-миллиардного плана спасения.

Тот факт, что американские политики все же признали, что кредитный кризис вызвал сбой рыночного механизма, потребовавший государственного вмешательства, стал самым воодушевляющим событием прошлой недели. Исполнительность американской политической системы и прагматический взгляд политиков США в поиске нерыночных решений, даже не смотря на то, что это идет вразрез с идеологией свободного рынка, вызвали у участников в Давосе чувство, близкое к восхищению. Хоть в открытую этого не говорилось, но было совершенно очевидно, что отчаяние, царившее на лицах, ушло. Особенно явно эта смена настроения почувствовалась среди американских бизнесменов и чиновников. В результате, риск серьезной рецессии сейчас гораздо ниже, чем был несколько недель назад, по крайней мере, в Америке.

Анатоль Калетский
Times Online

1nsk