Минобразования разделит всех школьников на гуманитариев и математиков

Опросы и тесты определят, какие предметы должен учить школьник

Министерство образования и науки РФ начиная с 2015 года планирует ежегодно проводить комплексные тесты учащихся 8–9-х классов, чтобы определить их склонности и помочь выбрать будущую профессию. По сообщению источника в министерстве, в мониторинге будут принимать участие как преподаватели школ, так и психологи.

Учеников спросят об их ценностях и приоритетах (друзья, семья, работа и т.д.), о планах после школы (идти в вуз, колледж либо работать) и пр. На основе полученной информации психологи определят, какое направление лучше подходит данному школьнику — гуманитарное или техническое. Конечно, будет учитываться и мнение ученика и его родителей. Неопределившимся подросткам помогут с профессиональной ориентацией.

Расписание уроков для гуманитариев и технарей, как ожидается, будет различаться. Рассматривается два варианта. Либо разные дети будут по-прежнему оставаться в одном классе (какие-то занятия будут проходить в «общем потоке», а профильные — отдельно), либо после девяти лет обучения введут профильные классы — школьников разделят по гуманитарным и техническим специальностям.

— Идея здравая, — считает директор профсоюза работников образования Андрей Демидов. — Ученики не понимают, куда они собираются, и в результате идут в вуз, лишь бы в него пойти. Но это не решение. Ну узнали мы, что кто-то гуманитарий, а кто-то технарь, а что дальше? А может, он передумает через месяц или два. Важно наладить систему психологического сопровождения. Не просто формальный тест, который провели за 30 минут, сдали и забыли, а постоянная работа со школьным психологом.

— Хотелось бы, чтобы это была не показуха, а реально работающая система профориентации. А для этого надо вкладывать деньги. Надо, чтобы ученики свои предпочтения и желания могли сверить с практикой, для этого над системой образования нужно еще много работать, — добавил эксперт.

Позитивно оценивает идею ректор МГТУ имени Баумана Анатолий Александров. Но с одной поправкой — школьник должен иметь возможность поменять свои предпочтения.

— Выяснение приоритетов ребят, технические они или гуманитарии, — вещь полезная и нужная. Это поможет части ребят сориентироваться для дальнейшей жизни. Но это не должно быть на обязательной основе, мы должны оставлять возможность изменения направления. Нужно создать условия, при которых каждый сможет получить знания и быть готовым к поступлению на любую специальность, — говорит Александров.

Ректор НИУ «Высшая школа экономики» (ВШЭ) Ярослав Кузьминов считает, что нужно не тестировать детей, а создавать школьные направления для более эффективного обучения школьников.

— Выпускники делают свой выбор в последний момент. Иногда они подают документы на множество различных специальностей. Говорить, что выбор будущего направления происходит заранее, я бы не стал. Сейчас люди на протяжении жизни несколько раз меняют профессию. Речь должна идти не столько о тестировании, сколько о создании в каждой школе нескольких направлений, которые давали бы возможность углубленного изучения тех предметов, которые школьнику интересны, — рассказал Кузьминов.

1nsk