Поезда угрожают безопасности конструкций Братской ГЭС

Комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности правительства Иркутской области обсудит 28 декабря 2009 года проблемы безопасности гидротехнических сооружений Иркутской и Братской гидроэлектростанций.

Комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности правительства Иркутской области обсудит 28 декабря 2009 года проблемы безопасности гидротехнических сооружений Иркутской и Братской гидроэлектростанций. Как сообщили в управлении МЧС по Иркутской области, при возведении плотины ГЭС через реку в нижнем бьефе обычно возводится автодорожный мост. Когда происходило проектирование и строительство Братской ГЭС, при наличии Падунского каньона, автодорожный мост было решено разместить по телу плотины.


Мост, проходящий по гребню плотины, был сооружен в 1967 году и на тот момент времени полностью удовлетворял требованиям интенсивности движения автотранспорта. В настоящий момент фактически рассчитанное значение интенсивности движения превышено в 10 раз. Конструкции автодороги стареют, а с интенсивностью движения этот процесс ускоряется. При этом основным источником опасных техногенных воздействий на конструкции Братской ГЭС оказывают проходящие по плотине товарные железнодорожные составы.



Учитывая интенсивность движения поездов и их грузоподъемность, состояние плотины ухудшается, что подтвердили соответствующие исследования, проведенные в 2008 году. Кроме того, по своим параметрам и техническим данным отрезок железнодорожного полотна проходящего по плотине не справляется с тем грузопотоком, который идет в сторону БАМа. На плотине скорость движения составов снижается до максимально допустимой, а на подходе они простаивают, дожидаясь своей очереди.


 


Чтобы максимально снизить риск возникновения чрезвычайных ситуаций на Братской ГЭС необходимо провести специальные исследования и по их результатам до того момента, как будет построен мост в нижнем бьефе Братской ГЭС, определить график движения железнодорожных составов и учетом скорости движения и загрузки. Также необходимо решить вопросы, связанные с проектированием и строительством моста для автомобильного и железнодорожного транспорта, расположенного в нижнем бьефе плотины ГЭС.


Другая проблема, которую необходимо решить — это вопросы безопасности плотины Иркутской ГЭС в связи с интенсивной эксплуатацией участка автодороги, который проходит по кровельному перекрытию машинного зала электростанции. Этот участок также не рассчитан на возросший за 50 лет эксплуатации грузопоток.


 


Выполненное в 2002 году ОАО «Институт Гидропроект» (Москва) обследование подтвердило наличие предельно допустимых нагрузок и вибраций на плиты перекрытий из-за активного использования автодороги, проходящей по плотине.


 


В целях создания условий для безопасной эксплуатации плотины Иркутской ГЭС, в течение 2011–1013 годов планируется реализация проекта реконструкции, которая возможна только при условии полного запрета на проезд через плотину во время ремонта. После ввода в эксплуатацию в декабре 2009 года нового моста через Ангару, с целью снижения нагрузки на плиты перекрытия машинного зала и обеспечения безопасности гидротехнических сооружений, необходимо уже в ближайшее время прекратить движение через плотину грузовых автомобилей массой более 3,5 тон. Предполагается, что запрет на движение автотранспорта через плотину будет осуществляться ежегодно на срок до 6 месяцев.

1nsk